«Знание» 2013: образовательно-политическое завещание

. Москва. XV съезд общества «Знание» России

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Готовясь к очередному внеочередному съезду нашей организации, я внимательно прочёл собственную речь кандидата в президенты общества «Знание» России в марте 2009 года. Обычно подобные выступления строятся по известному принципу: нашему народу уже столько обещали, а ему всё мало! Однако в данном случае я даже удивился тому, как мало обещал съезду. Собственно говоря, обещаний было три.

1. Максимально использовать в интересах организации накопленный «политический капитал» и связи в политических элитах, включая опыт работы в шести российский парламентах (теперь уже в семи), статус заместителя председателя профильного парламентского Комитета и известность в образовательно-политических кругах. В соответствии с этим обещанием в прошедшее время нам удалось на федеральном уровне:

– во-первых, встретиться с председателем правительства Дмитрием Медведевым, заместителями председателя правительства Александром Жуковым и Ольгой Голодец, рядом министров и их заместителей, руководством РОСНАНО, Комитета «Сочи-2014» и других государственных организаций;

– во-вторых, заключить Договоры о сотрудничестве:

  • с Министерством образования и науки РФ;
  • с Комитетом по науке и наукоёмким технологиям Государственной Думы;

– в-третьих, ввести наших представителей в целый ряд советов и комиссий при федеральных органах власти. В их числе:

  • Экспертный совет по образованию взрослых и просветительской деятельности при Комитете Государственной Думы по образованию;
  • Комиссия по делам инвалидов при президенте РФ;
  • Совет при президенте РФ по противодействию коррупции;
  • Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России.

На региональном уровне:

– Общество «Знание» России заключило три трёхсторонних договора с участием администрации региона, федеральной структуры и региональной организации общества «Знание» в Волгоградской, Оренбургской и Владимирской областях. Теперь в общей сложности таких договоров пять.

– Проведены встречи с целым рядом региональных руководителей, включая президентов Республики Башкортостан и Республики Удмуртия, губернаторов и мэров городов.

В 2012 году получен грант Минэкономразвития России в рамках реализации Программы «Старшее поколение» в объёме более 4 миллионов рублей.

Впервые в послесоветской истории 65-летие общества «Знание» России было отмечено в здании российского парламента.

Благодаря использованию образовательно-политического ресурса в разное время, в том числе в критических ситуациях, поддержку получали: Калининградская, Псковская, Амурская, Саратовская, Вологодская, Карельская организации; Санкт-Петербургский Институт внешнеэкономических связей, экономики и права, который, скажем прямо, является базой для нескольких наших сильных организаций.

Разумеется, чудес не бывает, и оказать помощь нашим организациям удалось не в каждом случае, когда это было необходимо. Однако политический ресурс президента в интересах организации использовался «по полной программе».

2. Второе обещание – использовать в интересах просветительской деятельности право законодательной инициативы. Забегая вперёд могу сказать, что этот ресурс был использован в полном объёме, однако результаты оказались достаточно скромными.

В настоящее время по моей инициативе впервые в истории российского парламентаризма при думском Комитете по образованию создан специальный Экспертный совет по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности. В Совет вошли 5 представителей общества «Знание» России.

Независимо от формирования Совета нами не один раз предпринимались попытки внесения изменений в законодательство, в том числе налоговое, в части обеспечения государственной поддержки дополнительного образования взрослых и просветительской деятельности.

В 2011 году был подготовлен и в январе 2012 года внесён в Государственную Думу проект федерального закона «О народном образовании», который в полном объёме сохранял положение пункта 9 статьи 12 действующего закона РФ «Об образовании» в части права на образовательную деятельность общественных объединений просветительского характера.

Когда большинством Государственной Думы проект закона «О народном образовании» был отклонён и принят другой законопроект «Об образовании в Российской Федерации» (ныне ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 года), нам удалось добиться поручения замминистра образования и науки правовому департаменту рассмотреть этот вопрос на специальном совещании.

Подробное обсуждение вопроса при участии наших юристов состоялось, однако к единому мнению прийти не удалось. Согласно трактовке Минобрнауки, права нашей организации в полном объёме сохранены в пункте 5 статьи 31, где речь идёт об иных организациях, осуществляющих обучение:

«Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам». В определённом смысле (за счёт дошкольного образования) это даже расширяет права наших организаций, однако специальной нормы в законе больше нет.

В настоящее время Экспертным советом по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности при Комитете по образованию Госдумы в очередной раз обсуждается вопрос о подготовке законопроекта «О просветительской деятельности». Модельный закон на эту тему принят Межпарламентской ассамблеей СНГ, однако как член комиссии МПА СНГ по образованию и науке хорошо знаю: Россия следует рекомендациям этой организации едва ли не в наименьшей степени по сравнению с другими её членами.

3. Третье обещание – по максимуму использовать в интересах организации научно-образовательный ресурс члена-корреспондента Российской Академии образования, автора более 130 законов и законопроектов, десятка книг и нескольких сот статей по вопросам образовательной политики и законодательства.

В рамках этого обещания мы получили следующие результаты:

  • создана федеральная лекторская группа, включившая известных учёных и общественных деятелей (в том числе президента РАО Н.Д. Никандрова, лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алфёрова, председателя Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям, члена Президиума РАН В.А. Черешнева и др.);
  • силами лекторской группы проведены семинары и конференции с участием федеральных организаций и органов власти, в том числе Минкультуры, Минспорта, Комитета Сочи-2014, Олимпийского и Паралимпийского комитетов России, Ассоциации юристов России;
  • организованы регулярные просветительские программы на образовательных и социальных телевизионных каналах (Первый образовательный Общероссийский канал, телеканал «Инвамедиа ТВ» и др.);
  • установлены партнерские отношения с общероссийским телеканалом «Просвещение» и т.д.

При избрании президента общества «Знание» России на прошлом съезде моими оппонентами высказывалось беспокойство по поводу того, не будет ли это избрание использоваться в интересах политической оппозиции. Напоминаю вам: за прошедшие четыре года на федеральном и региональном уровнях сохранены договоры нашей организации с партией «Единая Россия». Договоров с другими партиями Общество не имеет. Это лишь одно из свидетельств того, что в политических целях организация мною никогда не использовалась.

Вскоре после съезда, на котором я был избран президентом общества «Знание» России, выяснилось, что мои представления об организации были, мягко говоря, не полными, а потому, помимо обещанного, пришлось заниматься и другими направлениями работы. Отмечу два.

1. Имущественные вопросы. В настоящее время общество «Знание» России имеет структурные подразделения почти в 60 субъектах Российской Федерации, 4 Дома знаний, 2 планетария, издательство «Знание», санаторно-курортный комплекс в г. Сочи.

На заседаниях руководящих органов нашей организации неоднократно возникал вопрос о возможности дальнейшего раздела её имущества. Моя позиция по этому поводу всегда была неизменной: хочу войти в послесоветскую историю общества «Знание» России как первый президент, при котором организация не потеряла ни одного имущественного объекта. Что же касается дележа имущества, то это без меня.

Как вам известно, уважаемые коллеги, мы, слава богу, ничего не поделили, но, напротив, зарегистрировали для общества «Знание» два новых объекта: помещение на улице Двинцев, д. 8 в Москве и земельный участок в посёлке Снегири.

2. Давая согласие стать президентом общества «Знание» России, никогда не предполагал, как много сил и времени придётся затратить на сохранение единства организации. Если бы не бесконечное выяснение отношений между различными группами и персоналиями, сделать наверняка можно было бы много больше.

В итоге целого «романа в письмах», многочисленных встреч и сложных переговоров в апреле 2010 года состоялось заседание Правления, на котором его председателем была избрана Валентина Суслова, но при этом мы сохранили в организации все опытные кадры, а главное – её единство.

Однако конфликты на этом не закончились. Мне не раз приходилось слышать от Валентины Сусловой рассказы о том, как сложно ей работать с теми же вице-президентами, которые в своё время настояли на её избрании председателем правления организации. Видимо, чем меньше реальных ресурсов, тем острее борьба за влияние.

А теперь о нашем очередном внеочередном съезде. Или о срочном досрочном – как кому больше нравится. Приведу только факты, максимально воздерживаясь от оценок.

В конце 2012 года среди членов Правления и руководителей региональных организаций со ссылкой на Администрацию Президента России стала распространяться следующая информация: если президентом Общества станет человек из «партии власти» или близкий к ней, организация получит большую финансовую поддержку. В противном случае такой поддержки не будет. Именно поэтому съезд проводится не в конце года, как положено по Уставу, но 28 марта.

Хорошо понимая реальную политическую ситуацию «управляемой демократии», я встретился с начальником Управления Президента по внутренней политике О.В. Морозовым. Им было заявлено, что претензий ко мне как президенту организации Управление не имеет и вмешиваться в деятельность общества «Знание» России не намерено.

На встрече с начальником Управления Президента по общественным проектам П.С. Зеньковичем в присутствии учёного секретаря общества «Знание» России В.В. Родионова позиция Администрации была сформулирована ещё более определённо: Управление политикой не занимается; во внутренние дела организации вмешиваться не намерено; готово сотрудничать с учёными и деятелями культуры любых политических взглядов при условии, что они будут помогать формированию положительного образа России в массовом сознании. Заместителю начальника Управления Президента В.В. Попову было поручено довести эту точку зрения до руководства общества «Знание» России. Однако и после этого ситуация не изменилась.

В конце концов вопрос о нашей организации был публично поставлен лидером КПРФ Геннадием Зюгановым на встрече руководства КПРФ с руководителями Администрации Президента РФ во главе с Вячеславом Володиным. Со слов Г. Зюганова, В. Володин поддержал идею коалиционного руководства нашей организацией, однако на практике она реализована не была. Никаких предложений, обеспечивающих реальное влияние на управление организацией мне сделано не было.

Это подтверждает версию о том, что организацию из просветительской хотят превратить в партийно-пропагандистскую, вероятно, одну из базовых для «Народного фронта».

На телефонный вопрос Павла Зеньковича в мой адрес по поводу должности Почётного президента я ответил словами героя известного романа: для Атоса это слишком много, а для графа Де Ля Фер – слишком мало. Числиться на почётной должности и не участвовать в принятии ключевых решений для меня бессмысленно.

Поняв, мягко говоря, двойственность позиции Администрации президента, я, как и обещал на Правлении 4 декабря, занялся поисками претендента на своё место. При этом отбор кандидатов вёл по трём критериям:

а) серьёзный учёный;

б) государственный деятель;

в) человек, приемлемый для существующей власти.

Оппоненты, правда, в моё отсутствие, называли кандидатуру В.А. Садовничего. – Я встретился с ректором МГУ.

Обсуждалась фигура В.И. Якунина. – Я провёл переговоры с президентом ОАО «Российские железные дороги».

Помимо этого обсуждал проблему с руководством Совета Федерации, вице-премьером правительства, руководством министерства образования и науки, советником президента и другими. Всего 11 человек. Как видите, за президентское место не держался и не держусь.

Встретился я и с Людмилой Ивановной Швецовой. Заявил: отношусь к ней с уважением как к социально ориентированному политику и человеку, однако ей, скорее всего, придётся бороться за пост президента общества «Знание» на альтернативной основе. Не хочу, чтобы при ней «серыми кардиналами» стали люди, однажды уже неудачно стоявшие на «раздаче» государственных денег и к тому же вызывающие, мягко говоря, неоднозначное отношение в обществе «Знание». Тогда я ещё не знал наверняка, что вокруг нашей организации ведётся двойная игра.

Временами подковёрная борьба против президента превращалась в борьбу против организации, её статуса и престижа.

Так, через личные связи нам удалось договориться о вступлении общества «Знание» в Российское историческое общество. При современном состоянии для нас это несомненная честь: с одной стороны, в это общество входят лишь самые крупные организации с мировыми именами: Эрмитаж, Российская государственная библиотека, Русский музей, МГУ, Российская академия наук, ВГТРК, Государственная Третьяковская галерея и др. Ни одной из них по «мощности» наша организация сейчас не равна. С другой стороны, во главе Российского исторического общества стоит председатель Государственной Думы, четвёртый человек в политической иерархии страны Сергей Нарышкин.

Однако на заседании Президиума наше присоединение к Российскому историческому обществу было сорвано. Вице-президент Ф. Светик заявил, что председатель Государственной Думы для нас слишком мало, поскольку после смены президента общества «Знание» России председателем попечительского совета, возможно, станет президент страны. Кстати, начальник Управления поддержки проектов президента Павел Зенькович откомментировал это высказывание так: Светика никто не уполномочивал на такие заявления, а у Владимира Владимировича много других дел. Как бы при таких претензиях ни повторилась сказка «О рыбаке и рыбке»!

Разумеется, я не враг организации, с которой судьба связала меня 40 лет назад и президентом которой мне довелось быть последние 4 года. И хотя руководитель Управления внутренней политики президента Олег Морозов заявил мне, что золотые дожди у нас бывают крайне редко, хорошо понимаю: просветительская работа не может обходиться без государственной поддержки и не намерен лишать общество «Знание» надежды такую поддержку получить.

С другой стороны, мне хорошо известно: региональные администрации на местах, мягко говоря, настоятельно просили руководителей наших организаций голосовать на съезде за Людмилу Швецову. В таких условиях я не могу ставить моих сторонников под угрозу потенциальных административных и финансовых санкций.

Поэтому от всей души благодарю тех, кто выдвинул мою кандидатуру в президенты общества «Знание» России, но в выборах сегодня принимать участия не буду.

Когда уходишь, нет смысла провозглашать программы и рисовать перспективы. Но вот вам моё образовательно-политическое завещание.

1. Мы не раз обсуждали для нашей организации возможность обретения статуса государственно-общественной. Однако это не то же самое, что статус государственно-партийный. Партии меняются – государство остаётся.

Превращение общества «Знание» России в фактический придаток одной политической партии или одного политического движения – это его смерть как просветительской организации.

2. Успех организации в будущем, как и успех образовательной политики вообще, в решающей степени будет зависеть от того, удастся ли соединить лучшие отечественные традиции с новейшими образовательными технологиями, в данном случае – информационно-коммуникационными.

3. Особенно важно сохранить возможность совместной работы в обществе «Знание» России не только для людей с разными политическими взглядами, но и организаций с разными интересами. Любая попытка «зачистить» общество от тех и других, ввести единомыслие и единоначалие по известному принципу Салтыкова-Щедрина: «я начальник – ты дурак» приведёт к потере организационного и человеческого потенциала, которого и без того по сравнению с советскими временами в обществе осталось немного. Первый тревожный звонок на эту тему уже прозвенел: старейшая и крупнейшая региональная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области прислала на съезд не делегатов, но лишь представителей.

С удовольствием прощаюсь с теми, кто на протяжении четырёх лет превращал реальное дело в интриги, а интриги – в единственное реальное дело.

Не прощаюсь и благодарю за совместную работу всех, кто скромно служил делу просвещения нашей страны, а таких здесь большинство.

И, как говорится в известной песне:

Какими были мы – пусть время нас рассудит

Мы с поднятой уходим головой!..