Образовательное законодательство и культура семьи

. Государственная Дума, «круглый стол» фракции КПРФ

Председательствует первый заместитель председателя Комитета по образованию, член фракции Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» О.Н. Смолин

Смолин О.Н. Дорогие друзья, тема, которую обозначила нам Клара Шарафовна, это культура семьи. Конечно, мы прекрасно понимаем, что за культуру своей семьи каждый человек, по большому счёту, отвечает сам. Но вот за культуру семьи как общественного института, по большому счёту, отвечает во многом и государство тоже.

И мы очень хотим, чтобы государственная политика развивала, поднимала культуру семьи. К сожалению, в этом смысле очень много проблем. Несколько из них я, с вашего позволения, назову, для того чтобы мы потом понимали, как их обсуждать и куда их двигать, напомню просто, что сейчас в двух министерствах бурно обсуждается вопрос, что делать с материнским капиталом.

Одно министерство говорит: отменить. Другое министерство говорит: реформировать, но правда, не очень понятно, как. Для понимания нашей позиции мы внесли закон о продлении материнского капитала за пределы 2016 года и его увеличении в соответствии хотя бы с ростом цен на товары первой необходимости. Мы понимаем, что, может быть, это не самое эффективное средство стимулировать рождаемость, но тем не менее отменять его, мы полагаем, абсолютно неправильно.

Тема вторая, прямо тоже связанная с культурой семьи, о которой сегодня уже немножечко говорили. Бурные дебаты по поводу платных групп продлённого дня.

Я просто хочу напомнить, что когда Государственная Дума, к сожалению, приняла не наш законопроект «О народном образовании», а большой закон «Об образовании», мы предупреждали, что страна, родители, дети, студенты с ним ещё намучаются.

В Государственной Думе была такая довольно активная дискуссия, часть депутатов говорили, что вот Министерство образования и науки виновато, министр говорил в ответ, что ничего подобного, что вот продлёнка должна остаться бесплатной.

Не знаю, читали ли те и другие закон «Об образовании», который принимали, но в 66 статье там четко написано, что группы продленного дня — это не образование, это присмотр и уход, а присмотр и уход может быть платным и можно с согласия региона ввести плату и установить размер платы за группы продленного дня.

Конечно, здесь сразу две большие проблемы: с одной стороны, никакая группа продленного дня это не присмотр и уход. Учитель, когда он даже гуляет с детьми по улице, вспомните древних греков, он ведь не просто гуляет, он их при этом воспитывает. А когда он ещё помогает делать домашнее задание, он их к тому же ещё и учит.

И вторая позиция. Ну, повторюсь ещё раз, кто хочет экономить на школе, обязательно разорится на тюрьмах. Кому станет лучше от того, что часть детей окажутся без присмотра? А в сельских районах во многих просто родители отказываются платить за продленку, поскольку просто нечем. Скажется ли это положительно на культуре семьи? Ни с какого боку, совершенно очевидно. Вот сегодня Геннадий Андреевич подписал, и мы вносим законопроект о бесплатных группах продленного дня.

Далее, опустил эту тему. К сожалению, мы ещё не столкнулись по-настоящему, ситуация имеет ползучий характер, отменены льготы по оплате дошколки, дошкольных образовательных учреждений и, говоря по-русски, детских садов и соответственно льготы по оплате детских садов и детских яслей соответственно.

Мы внесли законопроект о том, чтобы сохранить льготы, которые были даже в прежнем законе — не более 20 процентов для обычной семьи, а плата должна составлять и не более 10 процентов для многодетных от реальных затрат. Я уже не говорю о том, что скоро мы ожидаем повышения платы за студенческие общежития ещё примерно в два раза, а это тоже вопросы, связанные с культурой семьи и с тем, что российское Министерство образования и науки прямо говорит, что оно собирается закрыть примерно 30 процентов российских вузов, в основном работающих в небольших городах. А как будут дети учиться, если за общежитие придется платить ещё в два раза больше? И так далее, и так далее.

Я бы мог продолжать, но, пожалуй, скажу главное. Уважаемые коллеги, на ваше обсуждение. Скоро в ноябре, собственно, в Москве состоится конгресс работников образования и науки, мы вас всех приглашаем принять участие, разошлем ещё официальные приглашения. Но, посоветовавшись с коллегами, мы решили всё-таки выставить на обсуждение доработанную концепцию большого закона. Но, может быть, мы теперь его назовем не о народном образовании, может, назовем в соответствии с международными документами — об образовании для всех в течение всей жизни и будем просить вас давать предложения к этой концепции, затем будем вносить всё-таки ещё раз большой законопроект. Мы понимаем, что под лежачий камень вода не течет, что нужно действовать по известному принципу: «Делай, что должно и пусть будет, что будет». Наши голоса принадлежат образованию, семье и её культуре.

Спасибо. Я передаю слово Кларе Шарафовне.

(Аплодисменты.)

Текст стенограммы. (файл PDF, 644 Кб).