Реализация Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года

. Москва. Государственная Дума. Заседание Экспертного совета по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности

Председательствует первый заместитель председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин.

Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего обсуждения вам хорошо известна – это реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Программа «Формирование воспитательной среды в профессиональных и высших учебных заведениях».

На правах ведущего я хочу сделать несколько коротких замечаний, уважаемые коллеги. На мой взгляд, очень хорошо, что государство обратилось к теме воспитания. Очень хорошо по многим причинам.

Во-первых, потому что этим занимается любое нормальное государство и когда в 90-х годах нам заявили, что школы и вузы не должны заниматься воспитательной работой, это, конечно, был признак такого революционного отрицания. Если в советское время занимались, значит, не надо, сейчас, слава богу, возвращаемся.

Причина вторая и очень важная, уважаемые коллеги, состоит в том, что, к сожалению, духовно-нравственная катастрофа одна из множественных революционных катастроф, которые мы пережили на рубеже 1990-х годов, на мой взгляд, до настоящего времени не преодолена, и если мы даже ограничимся только официальными данными, то в этом легко убедиться.

Госнаркоконтроль. 8,5 миллиона граждан, потребляющих наркотики, из них 3 миллиона наркозависимых.

МВД. Не хочется верить в эту цифру, 450 тысяч несовершеннолетних проституток, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Российская академия образования. Даже в 1992 году в страшном ещё, так сильно было «наследие проклятого прошлого», что 58 процентов всех подростков, по официальным данным Российской академии образования, имели альтруистическую ориентацию, то есть были способны другим сопереживать, помогать и так далее. Сейчас таких – 15 процентов.

Различные социологические исследования. В конце советского периода мы были в мировых лидерах по ориентации молодёжи на так называемые «постматериальные ценности», ну, попросту говоря, духовные, в настоящее время мы примерно вдвое уступаем в этом отношении социальным государствам Европы.

Европейские социальные исследования крупнейшие. В стране распространяется конкурентный индивидуализм. Когда человек испытывает удовольствие не просто от собственного успеха, что естественно, но именно от поражения другого человека.

Количество такого рода данных можно было бы продолжить, но, я думаю, что их достаточно. Воспитанием заниматься сто процентов нужно, если мы хотим действительно обеспечить модернизацию страны, да и с учётом существующей международной обстановки тем более.

Хорошо, что государство утвердило стратегию, но, на мой взгляд, есть, по меньшей мере, две опасности в самой стратегии или в её реализации, которых бы очень хотелось избежать.

Опасность первая. Ведомственный подход. Уважаемые коллеги, ещё в XVIII веке, как всем известно, философы знали, что человек – продукт не только воспитания, но и среды. К сожалению, о формировании воспитывающей среды вы почти ничего не найдёте в наших официальных документах, между тем, роль этого формирования ни чуть не менее значима, чем, собственно, воспитательная работа.

Давно доказано, примерно за половину всех преступлений в развитых странах отвечает так называемая «массовая культура». Когда я смотрю иногда принудительно в аэропорту какие-нибудь наши развлекательные каналы, я вполне этим данным верю.

Давно доказано, что высокий уровень социального неравенства – это питательная среда для правонарушений и преступлений. По официальным данным нашей официальной статистики, у нас децельный коэффициент как в Соединённых Штатах, то есть 10 процентов богатых, в 16-ть, примерно в 17 раз богаче 10 процентов бедных.

По данным неофициальной статистики, я имею в виду НИИ «Росстата», у нас этот коэффициент составляет от 28 до 36 раз. Уж, во всяком случае, точно нет в странах «большой двадцатки» больше государства, где бы 1 процент населения владел 71 процентом национально богатства. Это прямо сказывается на отношении граждан к государству, к властям и так далее.

Ну, я не говорю о том, что в данный момент мы переживаем кризис. По социологическим международным данным, каждый процент, дополнительный процент безработицы – это плюс 4 процента самоубийств, плюс 6 процентов преступлений, плюс 3,5 процента психических заболеваний и так далее, и так далее.

Поэтому заниматься есть чем, более чем, уважаемые коллеги. И очень важно, чтобы, конечно, не только педагоги занимались воспитательной работой, но и формировалась воспитывающая социальная среда. Ещё одна угроза, на мой взгляд, это сведение воспитательной работы не к системе, а к сумме мероприятий. Я бы так сказал, элемент бюрократизации воспитательной работы.

Вообще недавно думский комитет по образованию провел специальные исследования. Я вам приведу официальные данные, комитетские. Каждое учебное заведение ежегодно составляет около 300 отчетов по 12 с лишним тысячи показателей в среднем. По международным данным российский учитель больше всех других учителей тратит времени на оформление документов и всякую прочую бюрократическую работу. Я уж не говорю про формулу Евгения Ямбурга, который является между прочим председателем Общественного совета при Минобрнауки, который говорит, что школы и вузы всё больше превращаются в место, где дети, студенты и педагоги мешают администрации работать с документами.

Комитет выработал свои рекомендации по этому поводу, где-нибудь в заключении я, наверное, про это ещё что-то произнесу. Поэтому, уважаемые коллеги, повторюсь. Нам, на мой взгляд, предстоит очень серьезная задача действовать по известному принципу «да здравствует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что». То есть, задача – заниматься воспитанием наших детей и молодежи даже в неблагоприятной социальной среде, ну и, конечно, стараться эту среду сделать более воспитательной.

Я надеюсь, что сегодня мы услышим интересные соображения и интересный опыт того, как организована воспитательная работа в учреждениях профессионального и высшего образования. Мы вас пригласили именно для этого, может быть, вы друг у друга чему-то поучитесь, услышав сегодняшние выступления.

<…>

Смолин О.Н. Не удержусь от короткой реплики. Представление об образовании как о сфере услуг, оно же вообще вытекает из другого представления, которое когда-то озвучил Андрей Александрович Фурсенко – школа должна воспитывать квалифицированного потребителя.

Естественно, тут же журналисты спросили, а кто будет производить, если все будут потреблять, даже квалифицированно?

Единственное, с чем бы все-таки подискутировал, это насчет всестороннего развития личности. Греки были не дураки, и на мой взгляд, одно другому не противоречит.

Когда Эйнштейн говорил, что Достоевский дал ему не меньше, чем Гауз, он имел в виду, что развитие воображения для математика, физика и так далее, не менее важно, чем специальные знания вполне практико-ориентированные. И таких примеров, я думаю, достаточно много.

Поэтому я бы все-таки не противопоставлял одно другому, а воспользовался формулой Луначарского, да?

По-настоящему развитая личность – это человек, который знает всё и умеет всё о немногом, да, и немногое обо всем. Ну это в идеале. Понятно, что достичь этого достаточно сложно.

<…>

Мне кажется, что формула успешной образовательной политики, а под этим я, конечно, понимаю, в первую очередь воспитание, она проста по форме и сложна по реализации. Лучшие отечественные традиции, плюс новейшие технологии.

Про лучшие отечественные традиции сегодня блестяще говорила уважаемая Марина Леонидовна, про современные технологии Михаил Петрович. Соответственно, то, что Сократ ругал молодежь в свое время, не говорит о том, что он был не гений, все ругали молодежь.

В эпоху информационных технологий поколенческий разрыв резко усиливается и появляется так называемый цифровой разрыв. И как мне говорила моя любимая учительница истории, на которую мы только что не молились, а внук ей говорил: бабушка, с тобой не о чем говорить, ты компьютер не разумеешь. Понимаете, то есть соединить то и другое, хотя говорят, с другой стороны, что сейчас количество компьютерно зависимых в мире, американцы утверждают, уже превысило количество зависимых нарко и от алкоголя вместе взятых. То есть, это как любое достижение технического прогресса может использоваться и туда, и сюда.

Задача – использовать современные технологии для того, чтобы студенты помогали учиться и воспитываться, в том числе и друг другу.

Предпоследнее. Я тоже процитирую Толстого, Лев Николаевич как-то говорил: народ наш ищет образования, как воздуха для дыхания. Очень бы хотелось, чтобы наша образовательная политика кислород не перекрывала.

Ну, и последнее, наверное, уже. Недавно прочитал такой интеллектуальный анекдот, мне понравился. Приходит учительница технологии в школу и говорит: девочки, сегодня мы будем учиться оворачивать кант. Поднимает руку девочка отличница, ну, там предположим, Светлана и говорит: это что, Мария Ивановна, у нас теперь звездное небо будет внутри нас, а нравственный закон над нами?

Шутки шутками, но действительно, я считаю, что именно вовлечение в деятельность, организация деятельности, а под деятельностью я понимаю и действенность души, не зря говорил Заболоцкий «душа обязана трудиться и день, и ночь», является ключевым для воспитания и самое главное еще мы должны стремиться избежать это бюрократической ржавчины, при которой самые лучшие документы, которые, кстати, тоже отчасти несут на себе ее отпечаток, обречены на неудачу.

Поэтому давайте будем делать, что сможем, и пусть будет, что будет. Спасибо.

Полный текст стенограммы  2015_11_27.pdf (PDF, 457.23 Кб)