О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете. Первое чтение

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович!

Во-первых, я хотел бы поздравить лучшую половину человечества в нашем зале, в Аппарате Государственной Думы и всех, кто нас слышит, с Международным днём красоты, который в этом году выпал на день трёх девяток, счастливый день, и пожелать всем, чтобы у них было всё, что не купишь за деньги. Это самое главное в жизни.

Во-вторых, в такой день хотелось бы помочь самым молодым и красивым, это, прежде всего, студенты. Я напомню, что Президент Российской Федерации потребовал от высших учебных заведений зафиксировать в рублях на весь период плату за обучение на период кризиса и её не повышать. Тем не менее, мы знаем из сообщений газет, что самые богатые вузы нарушают это указание президента. Скажем, в Высшей школе экономики по сообщению газеты «Время новостей» плата поднята с 313-ти до 354-х тысяч рублей. Прошу поддержать протокольное поручение в этой связи Комитету по экономической политике. Спасибо.

Не принято.

Председательствующий [Морозов О.В.]. О проекте федерального закона «О Московском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете»… Включите микрофон депутату Смолину.

Смолин О.Н. Спасибо.

Уважаемые коллеги, Уважаемый Олег Викторович, фракция «Компартия Российской Федерации» поддержит этот законопроект, и призывает к тому же по четырём причинам.

Причина первая. Эти законы действительно повышают статус главных университетов России (Московского и Санкт-Петербургского), и на наш взгляд, наши ведущие университеты этого, безусловно, заслуживают.

Причина вторая заключается в том, что если в России строится пирамидальная система образования, о чём мы скажем чуть позднее, то у неё должна быть вершина. Понятно, что если у неё должна быть вершина, то это МГУ и Санкт-Петербургский государственный университет.

Причина третья, на которую не все обратили внимание, – закон содержит довольно серьёзную защитную функцию, он объявляет Московский и Питерский университеты федеральными государственными учреждениями и тем самым исключает возможность их превращения в автономные учреждения или АУ, а это значит, что, по крайней мере, два наших ведущих университета будут защищены от частичной приватизации. Напомню, что мы всегда выступали против Закона «Об автономных учреждениях», допускающего такую приватизацию.

Четвертое. Мы высоко ценим работу, в особенности мое руководство, Московского государственного университета, мы не забыли о том, что в особенности в лихие 90-е этот университет, его руководство, сыграли выдающуюся роль в сохранении российского образования. Наверное, это одна из причин того, что в международных рейтингах по образованию мы на 26-м месте, если верить докладу о развитии человека, последнему докладу, по благосостоянию – на 56-м, а по продолжительности жизни, например, – на 119-м месте.

Вместе с тем мы намерены подавать поправки по этим законопроектам ко второму чтению, поправки, по меньшей мере, на две темы. Тема первая. Мы полагаем, что для этих университетов нужно сохранить выборность ректоров.

Мы полагаем, что при всём уважении к государственным чиновникам, которые будут готовить решения президенту, коллективам этих университетов виднее, кто должен ими руководить. Вообще мы не очень понимаем, почему если добавляют какие-то социальные гарантии, то обязательно уменьшают политическую свободу или академическую автономию. Нам представляется это неправильным.

Второе. Мы будем предлагать приравнивание преподавателей этих университетов к государственным служащим. Мы такие предложения много раз вносили в отношении всех педагогов Российской Федерации, но давайте попробуем хотя бы по двум университетам.

Я напомню вот какой факт. Рядом со мной находится Борис Сергеевич Кашин, заведующий кафедрой на мехмате МГУ, без преувеличения выдающийся наш математик, не потому, что сосед, а потому, что правда. Так вот, он мне подсказывает, что зарплата кандидата наук на его кафедре составляет порядка 15 тысяч рублей. Коллеги, конечно, нужны дополнительные финансовые вливания и, конечно, нужно повышение статуса, иначе мы без математиков останемся вообще, а это значит, что без оборонки рано или поздно.

И последнее принципиальное замечание, выходящее несколько за рамки данного законопроекта. Я говорил о том, что мы заканчиваем построение пирамидальной структуры высшего образования в Российской Федерации. Вместе с тем, есть повод для очень серьёзной дискуссии о том, насколько оправдана такая пирамидальная структура.

Напомню, у нас есть институты, академии, университеты, а университеты ещё делятся на четыре категории, по повышению: обычные, исследовательские, федеральные и, наконец, вот два ведущих университета. Многие ректоры в провинции не без оснований полагают, что такая пирамидальная система приведёт к перераспределению скудного бюджета. Я повторяю, я не говорю в данном случае о Москве и Питере, это отдельная ситуация. И возникает вопрос: что на самом важнее, – создавать лучшие условия некоторым или создавать нормальные условия всем, продолжая выступление профессора Зубова? Действительно, в результате так называемой монетизации мы отобрали очень много прав и социальных гарантий у педагогов и учебных заведений.

Нам, на наш взгляд, нужно их как можно быстрее возвращать, нужно отменить так называемую монетизацию образования и возвращать и свободу, и социальные гарантии. А этот законопроект мы поддержим и просим вас присоединиться.

Спасибо большое.


Председательствующий. По ведению Смолин.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Поскольку в своём выступлении господин Жириновский несколько раз в отрицательном смысле упомянул мою фамилию, я напротив хочу его поддержать и попросить Московский государственный университет предоставить Владимиру Вольфовичу возможность прочтения лекции, желательно на медицинском факультете. Я думаю, это будет лучшая агитация против ЛДПР и возможно даже отчасти за КПРФ. Как когда-то говорил Ницше, этого философа не надо критиковать, а достаточно его самого. Спасибо.