О проекте ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Председательствуют заместители председателя Государственной Думы Российской Федерации О.В. Морозов и Л.К. Слиска

Председательствующий. У нас докладчик на месте? Пункт 35 и 36. Мы договаривались, что будем рассматривать их одним докладом и одним содокладом, я их объявлю.

Пункт 35 – проект федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» и 36 – о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». Доклад официального представителя Президента Российской Федерации, заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Станислава Сергеевича Воскресенского. Пожалуйста.

Воскресенский С.С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Имею честь представить вам два проекта федеральных законов: «Об инновационном центре «Сколково» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». Надо сказать, что вчера, благодаря парламенту, прошли достаточно оживлённые парламентские слушания по данным законопроектам. Насколько мне известно, в них приняли участие более чем 50 депутатов Государственной Думы, и мы достаточно подробно имели возможность обсудить текст этого закона. Поэтому позвольте мне остановиться на основных его положениях.

Сам центр «Сколково» должен представлять собой специально отведённую территорию, на которой создаются особые условия для осуществления исследований и разработок по следующим направлениям: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего, имеются в виду телекоммуникационные и навигационные системы; медицинские технологии; и стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Проект закона регулирует отношения, возникающие при реализации создания и обеспечения функционирования территориально-обособленного комплекса для развития таких исследований и разработок и их коммерциализации.

Я бы выделил в этом законе три смысловых важных блока.

Блок номер один – режим создания и функционирования инфраструктуры будущего центра.

Блок номер два – режим взаимодействия участников проекта с органами государственной власти.

И блок номер три, наверное, самое интересное, это льготы, которые предоставляются законом участникам проекта.

Позвольте коротко остановиться на каждом из блоков.

По поводу создания и функционирования инфраструктуры. Организация проекта целиком возложена законом на специально созданную управляющую компанию, которая отбирается Президентом Российской Федерации. У управляющей компании достаточно широкие полномочия: от присвоения наименования улицам и согласования рекламных конструкций – до обеспечения дорожного строительства и вывоза мусора.

Но я хотел бы обратить внимание на несколько дополнительных полномочий. Компании наделяются правом принимать решение об использовании на территории центра технических регламентов или требований, содержащихся в технических регламентах государств – участников Таможенного союза либо государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, то есть, так называемых развитых стран. То же самое касается и санитарно-эпидемиологических регламентов.

Кроме того, управляющая компания будет осуществлять экспертизу проектной документации на строительство и на реконструкцию, а также выдавать разрешение на строительство и вот таких объектов в эксплуатацию.

При этом я хотел бы особо отметить, что законом прямо установлена ответственность за выбор тех решений, которые управляющая компания будет применять в отношении данной территории. И если результатом их станет угроза жизни и безопасности граждан, проживающих и работающих на этой территории, то будет применяться вся полнота ответственности в соответствии с российским законодательством.

Второй крупный блок – это режим взаимодействия с органами государственной власти. Для целей осуществления государственных полномочий и государственного контроля на территории центра образуются специальные подразделения, непосредственно подчинённые федеральным органам исполнительной власти, реализующим полномочия в следующих сферах: внутренние дела, миграция, налоговый контроль, таможенное дело, предупреждение и тушение пожаров, защита прав потребителей и благополучие человека, интеллектуальная собственность, патент и товарные знаки. То есть, в отношении этой территории будут функционировать специально созданные подразделения таких организаций.

Теперь, что касается самого интересного, наверное, оживлённо обсуждающегося блока, это какие же льготы предоставляются участникам проекта? Напомню, что законом устанавливается ряд льгот. И под участниками проекта определены лица, созданные исключительно в целях осуществления исследовательской деятельности и получившие по специальным процедурам специальный статус. И льготы предполагаются следующие.

Первый блок – таможенные льготы. Освобождение от таможенных платежей не предполагается. Вместе с тем, законом прямо устанавливается, что уплаченные участниками проекта таможенные платежи будут компенсированы, возмещены из бюджета. При этом технически на управляющую компанию будет возложена функция таможенного брокера. И это будет означать, что де-факто участники проекта таможенные платежи уплачивать не будут. За них это будет делать таможенный брокер, управляющая компания. И она же, управляющая компания, будет заниматься всеми процедурами возмещения таких платежей из бюджета.

Второй крупный блок – это налоговые льготы. Предлагается следующий режим. До достижением участником проекта объёма выручки в размере один миллиард рублей участник освобождается от обязанности ведения российского бухгалтерского учёта, как, впрочем, и любого другого. В данном случае ведётся, и это прямо предусмотрено законом, учёт по аналогии с 26 главой Налогового кодекса, то есть упрощённый режим налогообложения. Напомню, это всего лишь две книги: книга учёта расходов и доходов.

По достижении выручки в один миллиард появляется обязанность вести бухгалтерский налоговый учёт в полном объёме. И с этого момента считается так называемая накопленная прибыль. И при достижении накопленной прибыли в размере 300 миллионов рублей утрачивается право на все налоговые льготы. При этом участник проекта может оставаться не территории «Сколково».

О каких налоговых льготах идёт речь? Налог на прибыль устанавливается в размере ноль процентов. В отношении налога на добавленную стоимость предоставляется право налогоплательщика на освобождение в зависимости от той бизнес-модели, которая будет выбрана участником проекта. Участники проекта освобождаются от налога на имущество.

И что касается социальных платежей, они будут уплачиваться лишь в Пенсионный фонд и по ставке 14 процентов. Ещё хотел бы напомнить, что законом предусмотрено, что общий срок льгот не может превышать 10 лет.

Последняя льготная составляющая закона – это режим привлечения иностранной рабочей силы. Буквально недавно вами поддержан, как и Советом Федерации, президентом подписан закон, серьёзно упрощающий процедуры привлечения высококвалифицированных иностранных работников. В законе о «Сколково» предлагается ещё более мягкий режим в отношении тех сотрудников, которые будут приезжать для работы, лиц, которые являются участниками проекта «Сколково».

У меня всё. Доклад окончен. Готов ответить на вопросы.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемый Станислав Сергеевич, я поддержку этот законопроект из солидарности с идеей модернизации, из солидарности с Жоресом Алфёровым, который дал ему своё имя как научного руководителя.

Но у меня вопрос. Не думаете ли Вы, что в условиях колоссального роста бюрократии в России, колоссального роста коррупции и 146-е место в рейтинге, ограничения экономической свободы – 120-е место в рейтинге, и так далее, что в таких условиях отдельно взятое государство в государстве инноград «Сколково» может превратиться в град обречённый? Спасибо за ответ.

Воскресенский С.С. Спасибо, Олег Николаевич, во-первых, за поддержку, и Вы задали очень важный вопрос.

Но я, во-первых, осторожнее бы относился к международным рейтингам, которые ставят Россию в такое положение, говорю об этом ответственно, мы с такими рейтинговыми агентствами работаем, и думаю, увидим на ближайшие годы какое-то улучшение.

Но, тем не менее, вопрос правильный, и я хотел бы сказать, что этот проект как раз и направлен на то, чтобы разбюрократизировать многие те процедуры, которые мы боимся трогать в силу просто того, что к ним привыкли или просто страшно попробовать это в пилотном режиме, и в случае их успеха наоборот тиражировать их по всей стране. Например, это касается тех технологических решений, мы надеемся, что они будут самыми передовыми, которые будут применяться при строительстве объектов инфраструктуры. Спасибо большое.

Председательствующий. Спасибо. Фракция КПРФ, пожалуйста.

Кашин Б.С. Любовь Константиновна, к сожалению, некорректное ведение заседания – это ваша особенность. Надо заранее обсуждать регламент. Если мы начали уже рассматривать вопрос, так не делается.

Уважаемые депутаты! Вопрос развития российской науки и внедрения её достижений в экономику всегда был приоритетным для КПРФ. Мы внимательно следим за президентской инициативой по созданию инновационного центра, опубликованной в феврале этого года.

Ещё 19 марта фракция выступила с политическим заявлением по этой теме. Мы инициировали проведение и участвовали во всех слушаниях, проводимых в Государственной Думе, следили за дискуссиями в средствах массовой информации, где активно обсуждался сколковский проект. В итоге можно сделать ряд выводов.

Первое. В процессе обсуждения за прошедшие четыре месяца взгляды власти и уполномоченных ею для реализации проекта «Сколково» лиц претерпели определённую эволюцию. Можно сказать, что президент стал лучше разбираться в проблемах научной сферы. Хорошо, что посетив Силиконовую долину в Калифорнии, президент узнал об определяющей роли государства в отборе и финансировании инновационных проектов. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Понимание ситуации, объективная информация и прямая дискуссия с оппозицией необходимы для выработки правильных решений. Год назад было сломано много копий вокруг президентского законопроекта об инновационных предприятиях при вузах. Депутатов специально вызвали из отпуска для того, чтобы срочно принять этот законопроект.

Вчера на парламентских слушаниях заместитель председателя Комиссии по модернизации при президенте Сурков подтвердил, что закон оказался по существу невостребованным. Всё это происходит потому, что власть плохо понимает реальные потребности научной сферы и с этой точки зрения должен быть проанализирован и рассматриваемый законопроект, иначе предусмотренные в нём налоговые льготы могут быть использованы не теми, для кого они декларированы.

Возникшая идея о создании в «Сколково» технического университета, недавно совсем возникшая, естественна, так как необходима для функционирования инновационного центра. Однако надо понимать, что планируется создать университет в чистом поле и снова встаёт вопрос: когда такой университет заработает, сколько это будет стоить и о чём думали, принимая решение о выборе именно «Сколково» в качестве места для развития инноваций.

Вторая позиция. Ни власть, ни назначенные менеджеры по реализации проекта «Сколково» не понимают или, по крайней мере, не сообщают нам, как конкретно будет развиваться наука в Сколковском инновационном центре. Это подтверждает и текст законопроекта, который представляет собой по существу инструкцию по управлению делами некого элитного закрытого административно-территориального образования с подробным описанием его налоговых льгот. Собственно вопросам науки в законопроекте посвящено полстраницы. Если мы посмотрим в тексте законопроекта, за что отвечает ключевая структура – управляющая компания и её руководитель господин Вексельберг, то выясняется, что функции господина Вексельберга соответствуют должности завхоза этого ЗАТО. Вместе с тем, вчера на парламентских слушаниях господин Вексельберг говорил о своих планах обеспечить отбор проектов для реализации в «Сколково», о проведении экспертиз, подборе научных кадров и так далее. Об этом в законопроекте ни слова. Без внесения ясности в вопросы о функциях и ответственности руководителей, без определения научных лидеров, отвечающих за каждое из предлагаемых в «Сколково» направлений, запускать проект нельзя, иначе в лабораториях, предназначенных для развития ядерных технологий, начнут разрабатывать лекарства.

Консультативный совет центра, возглавляемый академиком Алфёровым, не может быть декоративным органом. Необходимо чётко обозначить и функции Российской академии наук – высшего научного учреждения страны. Мы позитивно оцениваем высказывания господина Вексельберга о его планах опираться в развитии центра «Сколково» на академические институты. И в подборе кадров надо не изобретать велосипед, а следовать российским традициям.

Я бы хотел здесь привести цитату, но у меня времени нет. И хочу сказать, что обсуждение проекта «Сколково» абсолютно не прояснило вопрос о том, как будут обеспечены интересы Российской Федерации по созданию новой интеллектуальной собственности в результате работы в «Сколково» «дочек» иностранных компаний.

В России работает немало таких структур. Продукт их интеллектуального труда оказывается собственностью иностранных компаний. Вот вчера на парламентских слушаниях выступал представитель «Боинга», у которого здесь работает компания в 1300 человек. Никакой прибыли в балансе этой компании, я думаю, мы не увидим, а государственные финансы пополняются от её деятельности, прежде всего, за счёт отчисления во внебюджетные фонды и налоги на доходы физических лиц. Теперь предлагается снизить отчисление во внебюджетные фонды с 34 до 14 процентов с покрытием разницы за счёт госбюджета. Спрашивается: зачем?

Действительно, остро вопрос стоит о сохранности… (Микрофон отключён.)