IV.5. Запрет референдума: власть хочет, чтобы народ был глух и нем!

Современная политическая ситуация в стране парадоксальна: все недовольны, но голосуют – “за”! Недовольны ростом цен на коммунальные услуги, низкой зарплатой, особенно в бюджетной сфере, недовольны распродажей земли — последнего национального богатства, недовольны тем, что доходы от нефти, газа, черных и цветных металлов и других природных богатств достаются “олигархам”, а не большинству граждан страны. Но при этом рейтинг Президента остается достаточно высоким, хотя его конкретные действия в экономике, в Чечне, в борьбе с преступностью и коррупцией оцениваются достаточно низко. Социологи показали очередной парадокс массового сознания: чем больше трудностей в стране, тем больше надежд на Президента! Левые и патриоты в Госдуме, имея 130-140 голосов из 450, могут сделать немногое. Совет Федерации из влиятельной палаты региональных лидеров превратился в «ручной» орган, формируемый и управляемый Администрацией Президента. Массовые акции протеста достаточно редки.

В таких условиях единственным шансом изменить ситуацию оставалось прямое обращение к народу. Поэтому еще в начале 2001 г. мною была предложена руководству Народно-патриотического союза России идея проведения референдума по самым больным вопросам нашей жизни. После долгих сомнений и обсуждений решение о референдуме было принято. В середине сентября 2002 г. в Краснодаре состоялось собрание инициативной группы, от имени которой мы предложили обратиться к народу со следующими вопросами:

  • 1) о запрете продажи земли, за исключением дачных, огородных, приусадебных участков, земель под частными домами и хозяйственными строениями. Этого требовали российские крестьяне в 1905 и 1917, требовали великие русские писатели, включая Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. По опросам, за это и сейчас выступает около 60 % населения страны;
  • 2) об установлении предельного размера оплаты за жилье и коммунальные услуги не выше 10 % дохода семьи. В этом случае семья из трех человек, получая по 1,5-2 тысячи рублей, платила бы за квартиру и коммунальные услуги не более 500;
  • 3) об установлении с 2004 г. минимальной зарплаты на уровне прожиточного минимума. До сих пор никто из “великих экономистов” в Правительстве не ответил на вопрос: как прожить (точнее, выжить) на зарплату ниже такого минимума, особенно если в семье есть дети? Некоторые, правда, предлагали безработным шахтерам «собирать грибы…»;
  • 4) о сохранении исключительно в государственной собственности (а в случае приватизации — о возвращении государству) недр, лесов, водоемов, предприятий топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, оборонных заводов. Без этого в стране не будет ни достойной зарплаты, пенсий и пособий, ни подлинной национальной безопасности. По расчетам ученых Российской академии наук, это способно дать стране еще около 50-70 млрд. долларов в год (т.е. 1500-2200 млрд. руб.), т.е. практически еще один федеральный бюджет!

Войдя в центральный штаб по проведению референдума, хорошо понимал, что его проведение попытаются заблокировать всеми средствами. Однако это, быть может, наш последний шанс изменить экономический курс в интересах большинства народа при действующем Президенте.

Увы, Президентская Администрация и послушное ей большинство Думы, вопреки международному опыту, элементарным демократическим нормам, вопреки Конституции и даже собственному регламенту, “продавили” закон, запрещающий проводить референдумы в течение полутора лет из каждых четырех. При этом в отношении колеблющихся депутатов применялись все методы, включая подкуп и запугивание. Против закона выступили не только депутаты лево-патриотического блока, но и оставшиеся в стране правозащитники – “последние из могикан”. Даже “Московский комсомолец” назвал принятие закона государственным переворотом в Государственной Думе, а “Независимая газета” написала, что депутаты, голосовавшие за него, подпадают под статью Уголовного кодекса об узурпации власти! Естественно, я не только выступал против закона, но и направлял к нему издевательские поправки, которые должны были подчеркнуть его абсурдность – предлагал, например, запретить референдум в течение 4 лет до и после президентских выборов.

При этом аргументы мои против Закона, изложенные в газете “Красный путь”, сводились к следующим.

1. Этот закон явно антидемократический. Нет ни одной страны, где бы референдум запрещали во время выборной кампании. По российскому закону “О референдуме” его нельзя проводить только в период чрезвычайного положения (а также военного) и три месяца после него. Фактически закон вводит в России на полтора года чрезвычайное или военное положение.

2. Закон антиконституционный. 3-я статья Конституции провозглашает, что единственным источником власти в РФ является народ. Теперь же на полтора года народ как источник власти исключается.

Запрет проведения референдума существенно ограничивает политические права личности, и прежде всего избирательное право. Это также противоречит Основному закону страны, 55 статья которого запрещает принимать законы, ограничивающие права человека.

3. Закону пытались придать обратную силу. Он принимался “задним” числом после создания инициативной группы по проведению референдума.

4. Противники референдума пытались представить дело так, будто главной его целью является исключительно пиар-компания левых. Однако сам перечень вопросов убеждает, что мы предлагали самому народу решить ряд важнейших для судеб страны проблем. Референдум – это реакция не на будущие выборы, но на неспособность власти решать в интересах населения вопрос о земле, коммунальной реформе, зарплате, природных богатствах.

5. Закон о запрете референдума в очередной раз демонстрирует двойной стандарт, характеризующий политику правящей олигархии и ее сторонников в Парламенте. Хорошо известно, что Союз Правых Сил во время выборов 1999 г., не стесняясь, совместил свою избирательную кампанию со сбором подписей за референдум. В свой новый закон Правительство также внесло поправку, которая разрешает проводить референдумы, предусмотренные международными договорами России. Мотивировалось это возможным проведением всенародного голосования об объединении России и Белоруссии. Оказывается, что Президенту можно использовать референдум в своей предвыборной кампании, а остальным — нет.

Мы немедленно обратились в Конституционный Суд с требованием отменить закон о запрете референдума и, если не добьемся справедливого решения, намерены обратиться в Парламентскую ассамблею Совета Европы и Европейский Суд по правам человека.