СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяРешая проблемы избирателейПисьма из правительства и федеральных министерствО положении педагогических и иных работников системы образования на селе

О положении педагогических и иных работников системы образования на селе

Официальный бланк Правительства РФ

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

На Ваш запрос направляю информацию по вопросу о положении педагогических и иных работников системы образования на селе.

Приложение: на 9 л.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец


1. Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений (пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК) и приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – приказ № 1601).

Согласно статье 333 ТК и пункту 1 приложения № 1 к приказу № 1601 для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющим образовательную деятельность.

Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Из этого следует, что образовательная организация, действуя в рамках законодательства о труде и учитывая мнение работника, самостоятельно определяет учебную нагрузку конкретного работника.

2.  Определение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ в сферах образования, науки и молодежной политики (далее государственные (муниципальные) услуги, федеральными государственными учреждениями, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями осуществляется в соответствии с порядками финансового обеспечения выполнения государственного задания, установленными соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с положениями абзаца первого пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. № 1040.

Кроме того, для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг должны предусматривать в соответствии с частью 2 статьи 88 и частью 4 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

3. В соответствии с подпунктом «д» пункта 7 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 24 декабря 2014 г. № 11) (далее – Рекомендации), установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом совершенствования порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы путем перераспределения средств в структуре заработной платы на увеличение доли условно-постоянной части заработка работников с учетом задач кадрового обеспечения учреждений, рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности.

Согласно пункту 38 Рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, выполнения в 2015 году целевых значений показателя средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций, совершенствование системы оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, стремясь к достижению доли условно-постоянной части заработной платы работников в виде окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в структуре их заработной платы (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) не ниже 60 процентов.

Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» предусмотрено повышение средней заработной платы отдельных категорий работников, в том числе в сфере образования.

Совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Достижение показателей, определенных названными указами, осуществляется в отношении соответствующей категории работников, в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Таким образом, заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами для соответствующей категории работников.

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений регулируются согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда, в том числе вопросы повышения заработной платы работников бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, включая работников из числа учебно-вспомогательного и обеспечивающего персонала образовательных учреждений, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

4. Досрочные трудовые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к досрочной утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.

Поскольку педагогическая деятельность по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по условиям труда и ее оплате различна в зависимости от занимаемой должности и вида организации, то досрочная страховая пенсия по старости не может быть предоставлена всем работникам, занимающимся указанной деятельностью.

С 1 января 2015 г. право на досрочную страховую пенсию по старости независимо от возраста имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) (до 1 января 2015 г. – в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости к педагогическим работникам применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список и/или Правила).

Должность «инструктор по физической культуре» в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, отсутствует.

Следует отметить, что на протяжении всего времени, когда в Российской Федерации (в СССР, в РСФСР) существовали досрочные трудовые пенсии (пенсии за выслугу лет) педагогическим работникам (работникам просвещения), работа в должности «инструктор по физической культуре» не давала права на указанные пенсии, поскольку данная работа не была отнесена к числу тех работ, которые сопряжены с повышенными психофизиологическими нагрузками и несут риск утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.

По вопросу о предоставлении права на досрочное пенсионное обеспечение лицам, занятым в должности «логопед», сообщается, что в соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, предусмотрены должности «учитель-дефектолог», «учитель-логопед» («логопед»). При этом наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Логопеды предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Среди указанных учреждений для детей перечислены и отдельные учреждения здравоохранения (в частности, дом ребенка, в том числе специализированный; детские санатории для лечения туберкулеза всех форм и т.п.). Однако работа в данных учреждениях здравоохранения, указанных в Списке, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.

Что касается периода работы в качестве педагога-психолога, то согласно пункту 11 Правил данные периоды трудовой деятельности засчитываются в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Дополнительные образовательные учреждения предусмотрены пунктом 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Соответственно, педагоги-психологи, работающие в указанных образовательных, учреждениях, правом на назначение досрочных страховых пенсий по старости не пользуются.

Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, согласно которой будет реформироваться система досрочных пенсий, расширение круга лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, не предполагается. Кроме того, следует учитывать, что как и действующее пенсионное законодательство (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, принятый в целях реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации), так и действовавший до 1 января 2015 г. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЭ предусматривают нормы стимулирующего характера, направленные на то, чтобы граждане обращались за назначением пенсии в более позднем возрасте с целью повышения ее размера.

5. В соответствии с частью 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 (далее – Порядок), установлено, что при реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Пунктом 20 Порядка предусмотрено, что при организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Для данной категории учащихся устанавливается численность учебной группы до 15 человек, а также возможность проведения индивидуальной работы как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.

Согласно пункту 8.2 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41, занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Также следует учесть, что при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств численность обучающихся в группах устанавливается федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области различных видов искусств.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьями 8, 9 закона об образовании организация обеспечения дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно части второй статьи 99 закона об образовании нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, для государственных и муниципальных образовательных организаций количество детей в объединениях дополнительного образования зависит от реализуемых образовательных программ, форм и методов проведения занятий, а также нормативов финансирования, установленных учредителями этих организаций.

6. В рамках усиления поддержки регионов из федерального бюджета как за счет трансфертов регионам, так и предоставления бюджетных кредитов, при подготовке проекта федерального бюджета «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее – Законопроект) предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме:

514,6 млрд. рублей – на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (увеличение на 5,5% по сравнению с 2015 годом);

30 млрд. рублей – на оказание субъектам Российской Федерации дополнительной финансовой помощи в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;

140,0 млрд. рублей – на предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации на рефинансирование бюджетных кредитов, ранее предоставленных из федерального бюджета, а также в целях частичного замещения долговых обязательств субъектов Российской Федерации по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам субъектов Российской Федерации.

В Законопроекте не предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение программы содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (далее – Программа). Осуществление полномочий в сфере общего образования является компетенцией субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В то же время в Законопроекте присутствует текстовая статья, предусматривающая направление «зарезервированных» бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение Программы в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году после того, как будет определен конкретный объем данных ассигнований, исходя из наиболее приоритетных («проблемных») направлений реализации Программы, требующих первоочередной поддержки со стороны федерального бюджета (например, решение проблемы ликвидации третьей смены обучения в школах, проблемы обучения в школах с износом более 70% или являющихся особо опасными для пребывания детей, включая проблему отсутствия санитарно-гигиенических помещений в зданиях школ).

Несмотря на то, что осуществление полномочий в сфере общего образования является компетенцией субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, Правительство Российской Федерации принимает активное участие в реализации субъектами Российской Федерации этих полномочий.

Принимая во внимание социальную значимость вопроса обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях и с целью ускорения его решения, Российская Федерация оказывает государственную поддержку регионам в части реализации расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере дошкольного образования, осуществляя их софинансирование. За 2011-2015 годы объем такой государственной поддержки составил 149,0 млрд. рублей, в том числе в форме субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования 130,0 млрд. рублей, из них в 2013 году – 50,0 млрд. рублей, в 2014 году – 50,0 млрд. рублей, в 2015 году – 30,0 млрд. рублей.

На реализацию проекта по модернизации региональных систем общего образования в федеральном бюджете на 2011-2013 годы предусматривались бюджетные ассигнования в общем объеме 120,0 млрд. рублей, из них в 2011 году – 20,0 млрд. рублей, в 2012 году – 60 млрд. рублей, в 2013 году – 40,0 млрд. рублей.

На реализацию проекта по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, было выделено в 2014 году – 1,8 млрд. рублей, в 2015 году – 1,62 млрд. рублей. Решение об увеличении бюджетных ассигнований на данные мероприятия возможно только с учетом оценки итогов их реализации в 2014-2015 годах.

Следует также учитывать, что реализация мероприятий, направленных на развитие спорта в сельской местности, осуществляется в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30.

В Законопроекте в рамках реализации указанной федеральной целевой программы предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятия по строительству в субъектах Российской Федерации малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности (в том числе в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы), в объеме 725,0 млн. рублей.

Министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов


Электронная копия письма: 1 страница (15 Кб, откроется в новом окне), 2 страница (50 Кб, откроется в новом окне), 3 страница (55 Кб, откроется в новом окне), 4 страница (52 Кб, откроется в новом окне), 5 страница (54 Кб, откроется в новом окне), 6 страница (55 Кб, откроется в новом окне), 7 страница (56 Кб, откроется в новом окне), 8 страница (55 Кб, откроется в новом окне), 9 страница (54 Кб, откроется в новом окне), 10 страница (41 Кб, откроется в новом окне).