О введении в школах второго иностранного языка в качестве обязательного

Первому заместителю Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Голосовала я за Вас в Омске, нынешнее ПМЖ – в Дедовске МО в силу обстоятельств. Вопрос же, с которым обращаюсь, не регионального порядка, на мой взгляд.

Решение министерства образования РФ о введении в школах второго иностранного языка в качестве обязательного по отношению к сельским школам кажется чистым безумием и ещё одним (после подушевого финансирования) способом добить российскую деревню – на этот раз по причине не обеспечения необходимого качества выполнения учебной программы.

Кто будет преподавать? «Инязвочки» – называл студенток ф-та иностранных языков один преподаватель Омского педуниверситета (он же – отец одной из них). Сельским школьникам на этот факультет не поступить, городские – из семей определённой социальной группы. «Инязвочки» в село не поедут. Случись же такое, их нагрузкой не обеспечить.

Недавно вернулась из Сибири. В Большереченском районе в средней школе Старокарасукского поселения в этом году было 12 выпускников, на будущий год ожидается 3.

Вторая сторона вопроса. Пока ещё идут в массе своей учащиеся нормального физического и психического здоровья, но увеличивается группа детей, которых в деревне называют «маткапиталом», – следствие девиантной рождаемости. Разумеется, вовсе не все семьи, получившие поддержку в виде материнского капитала, имеют детей, отстающих в развитии. Но понятие – обозначение «маткапитал» появилось! Стоят за ним пьющие (но сначала неработающие, потому что с работой в селах всяко бывает или не бывает) родители (один или оба) и черные риэлторы, которые в отношении ½ обналичивают материнский капитал.

В Марьяновском районе мне показали избу, приобретенную на эти средства. Людей около я не заметила и трудно представить, что в ней можно жить с детьми.

Естественно, таких детей меньше, тех, которые плохо говорят, соображают и т.д., но их становится больше. А ещё дети мигрантов – здоровые, активные. Группа «маткапитал» уже в садике с программой их возраста не справляется. По приказу г-на Ливанова все они должны изучать два иностранных языка.

То, что в деревне, есть и в городе, но тут – большая поляризация, разные возможности для детей из разных социальных групп. Можно утверждать, что процессы те же заметны меньше. Качество населения, лишившегося во многих местах возможности полноценного труда, падает. Не будет ли этот процесс возрастать в геометрической прогрессии? А ещё уроки по борьбе с коррупцией собираются ввести с 6 класса (про Этику забыли?)

30 лет преподавала философию, думая, что способна что-то объяснить. То, что происходит, для меня – запредельно. Или объясняется понятиями другой дисциплины.

С уважением, Фирстова Клавдия Константиновна


Официальный бланк депутата Государственной Думы

Заместителю председателя правительства РФ О.Ю. Голодец

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Направляю Вам обращение гр. Фирстовой Клавдии Константиновны, проживающей по адресу: 143530, Московская область, г. Дедовск, ул. Спортивная по вопросу о введении в школе второго иностранного языка в качестве обязательного.

Приведенные в обращении аргументы имеют серьезные основания.

Прошу Вас рассмотреть риски введения 2-го иностранного языка с участием независимых экспертов.

О Вашем решении прошу проинформировать меня и заявителя.

Приложения на 3-х листах.

С уважением, Первый заместитель председателя
Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолин


Официальный бланк Министерства образования и науки РФ
(Минобрнауки России)

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину

О рассмотрении обращения

Уважаемый Олег Николаевич!

Минобрнауки России в части своей компетенции рассмотрело обращение Фирстовой К.К. по вопросу введения в школе второго иностранного языка и сообщает.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Минобрнауки России утверждены и поэтапно вводятся ФГОС начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413).

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования прошли широкое профессиональное и общественное обсуждение, по результатам экспертизы одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и включены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Согласно статье 28 Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

ФГОС позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметная область «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного.

При составлении своей основной образовательной программы образовательной организацией может быть использован вариант примерного учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в конкретной образовательной организации.

Таким образом, образовательная организация самостоятельно принимает решение об изучении второго иностранного языка, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей. Изучение второго иностранного языка является обязательным в том случае, если это предусмотрено основной образовательной программой конкретной общеобразовательной организации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Федерального закона учащиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении школой через деятельность органов школьного самоуправления в форме, определяемой уставом этой организации. Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся
организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе по вопросу изучения второго иностранного языка, перед педагогами и администрацией образовательной организации.

С уважением, Н.В. Третьяк


Электронные копии документов (открываются в новом окне): страница 1 (56 Кб), страница 2 (57 Кб), страница 3 (32 Кб), страница 4 (37 Кб), страница 5 (14 Кб).