Министру регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняеву о проблемах реализации прав инвалидов на жилище

Официальный бланк депутата Государственной Думы

 

Министру регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняеву

Уважаемый Игорь Николаевич!

В связи с многочисленными обращениями инвалидов по вопросу реализации их конституционного права на жилище прошу Вас обратить внимание на следующую проблему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов.

В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ жилище по договору социального найма предоставляется из муниципального жилищного фонда гражданам, признанным малоимущими в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Многие инвалиды в связи с тем, что они работают, занимаются предпринимательской деятельностью или имеют иные источники дохода, не могут быть отнесены к категории малоимущих граждан. Для таких инвалидов право на жилище может быть обеспечено только посредством его приобретения, но при этом их доходы совершенно недостаточны, чтобы получить жилье в порядке ипотечного кредитования.

Однако, как показывает сложившаяся практика, даже в случаях, когда доходы достаточны, банки в большинстве случаев отказывают инвалидам в получении ипотечных кредитов.

Таким образом, инвалиды, не отнесенные в соответствии с законодательством к категории малоимущих граждан, практически лишены возможности реализации своих жилищных прав. Они не могут получить жилое помещение по договору социального найма и не могут приобрести его в собственность, поскольку для них недоступно ипотечное кредитование.

Представляется, что есть три пути решения указанной проблемы.

Первое. Внесение изменений в законодательство, гарантирующих равное право инвалидов наряду с другими гражданами на получение ипотечных кредитов.

Второе. Отнесение инвалидов федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации к категории граждан, которым в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из государственного жилищного фонда.

Третье. Принятие специальной федеральной целевой программы «Доступное жилье для инвалидов» или включение в Государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» соответствующего специального раздела.

Прошу Вас, уважаемый Игорь Николаевич, внимательно рассмотреть проблему реализации прав инвалидов на жилище и принять меры по ее решению. О результатах рассмотрения прошу сообщить в мой адрес.

С уважением, О.Н. Смолин


Официальный бланк Министерства регионального развития РФ
(Минрегион России)

 

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

В соответствии с Вашим письмом от 1 июля 2013 г. № ОС-2237 по вопросу обеспечения жильем инвалидов Министерство регионального развития Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – федеральный закон) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 817.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на обеспечение жильем инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов боевых действий предусмотрено в 2013-2015 годах по 4,3 млрд. рублей ежегодно.

Согласно пункту 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

В связи с этим, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут разрабатывать дополнительные меры по предоставлению различных форм поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Дополнительно сообщаем, что во многих субъектах Российской Федерации разработаны программы, направленные на улучшение жилищных условий различных категорий граждан. Указанные программы разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей региона и наличия средств в региональных бюджетах.

Банки и кредитные организации разрабатывают различные кредитные продукты и предлагают их заемщикам. При этом, данные организации, являясь юридическими лицами, самостоятельно определяют направления своей работы и принимают решения по всем вопросам своей деятельности, а также самостоятельно разрабатывают внутренние документы, определяющие порядок проведения тех или иных операций, в том числе правила и порядок кредитования клиентов.

Дополнительно сообщаем, что в целях создания условий для повышения доступности жилья открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее – ОАО «АИЖК») реализует ипотечные кредитные продукты «Новостройка» и «Малоэтажное строительство», которые направлены на стимулирование приобретения вновь построенного жилья, приобретения малоэтажного жилья в рамках комплексной застройки территорий за счет сниженной процентной ставки.

Заместитель министра В.В. Гаевский