Образование и национальная безопасность России


Образование и национальная безопасность России

21 ноября в Институте современного искусства состоялась встреча заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олега Смолина с коллективом студентов и преподавателей, посвященная образованию и национальной безопасности страны.

Национальная безопасность, по определению профессора и депутата Олега Смолина, включает в себя безопасность государства, общества и личности. В середине 90-х годов в Институте социально-политических исследований РАН было выделено 24 показателя национальной безопасности, и на тот период, по оценкам директора ИСПИ РАН Геннадия Осипова, по 20-ти из 24-х показателей наша страна находилась у края красной черты или за красной чертой.

25 лет назад наша страна была второй промышленной державой мира. Сейчас, напомнил Олег Смолин, премьер правительства России Владимир Путин ставит задачу к 2020 году стать пятой экономикой мира. Но для этого, считает профессор, надо потеснить Германию, что представляется достаточно сложным.

Бывший советник президента Андрей Ларионов утверждал, что к 2008 году страна получила только 85% от того уровня ВВП, какой имела в 1990 году. Однако, считает Олег Николаевич, гораздо больше опасений вызывают вопросы, связанные с человеческим потенциалом.

В 2003 году было объявлено, что в 2010 году страна должна была удвоить валовой внутренний продукт, но к 2009 году, наоборот, Россия стала рекордсменом падения среди стран большой двадцатки, что признал сам Владимир Путин, выступая в Государственной Думе с отчетом правительства.

«Почему мы стали рекордсменами падения среди стран большой двадцатки? – обратился к студентам с вопросом профессор Смолин. – Потому что экономика «нефтяной трубы и керосиновой лавки» оказалась менее устойчивой к кризису, чем экономика, которая что-то производит».

В настоящее время в Организации Объединенных наций пришли к довольно банальному выводу, что не единым ВВП жив человек. Поэтому для измерения достижений или неудач той или другой страны был взят показатель человеческого потенциала, который складывается из индекса благосостояния, долголетия и образования.

Что происходит с человеческим потенциалом в нашей стране?

По официальным данным Доклада ООН, сопоставляя их с оценками Центра изучения человеческого капитала при Федеральном институте развития образования, в конце советского периода, еще 20 лет назад по составляющим развития человеческого потенциала наша страна входила: по благосостоянию – в тридцатку лидеров (сейчас мы на 56-м месте); по образованию – в тройку лучших (сейчас – мы 53-е); по долголетию – в тридцатку лучших (сейчас мы – 97-е).

Кроме того, Россия занимает первое место в мире в расчете на 100 тысяч населения по:

— абсолютной величине убыли населения;

— количеству самоубийств среди пожилых людей;

— числу разводов и детей рожденных вне брака;

— числу детей, брошенных родителями;

— количеству самоубийств среди детей и подростков;

— смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы;

— числу пациентов с заболеваниями психики;

— объемам торговли людьми;

— количеству абортов и материнской смертности;

— объёму потребления героина (21% мирового производства);

— объёму продаж крепкого алкоголя;

— потреблению спирта и спиртосодержащей продукции;

— темпам роста табакокурения;

— числу курящих детей;

— темпам прироста ВИЧ инфицированных;

— количеству авиакатастроф (в 13 раз больше среднемирового уровня);

— числу миллиардеров, преследуемых правоохранительными органами;

— количеству ДТП;

— импорту китайских автомобилей;

— импорту мяса кенгуру из Австралии;

— физическому объему экспорта необработанных алмазов;

— разведанным запасам серебра.

Почему в 21 веке в нашей стране, несмотря на огромные доходы газа и нефти, падают показатели человеческого потенциала? «Потому, – полагает Смолин, – что российское государство не хочет тратить всерьез деньги на развитие этого самого человеческого потенциала».

По оценке профессора и политика, международный опыт 20-го и начала 21-го века говорит о том, что из ситуации, похожей на ту, в которой сейчас находится Россия, очень многие народы выбирались путем наращивания усилий в области образования. «Образование является одним из ключевых факторов развития национальной безопасности, – отметил Олег Николаевич, – без образования нет современного производства, современных технологий, социальной стабильности, гражданского общества, соответственно, политических партий, способных принимать нормальные взвешенные политические решения. Без образования нет безопасности культурного развития, потому что образование формирует ценности нации, а нация, лишенная своих ценностей, превращается в толпу».

Выдающиеся экономисты Василий Струмилин, Василий Леонтьев и Эдвард Деннисон доказали, что именно факторы, связанные с вложением в образование, и каждый фактор, связанный с образованием, определяют развитие производства: чем выше технологии, тем выше роль образования.

Образование влияет на все составляющие государственной безопасности и развитие человеческого потенциала. В 20 веке Советский союз, послевоенная Германия, Япония, Южная Корея и некоторые другие страны совершили так называемые экономические чудеса, но перед тем как совершить экономическое чудо, они все делали примерно одно и то же – наращивали вложения в образование, делали его важнейшим приоритетом.

«Скоро Государственная Дума будет обсуждать два законопроекта, – поделился депутат, – правительственный закон «Об образовании в РФ» и альтернативный законопроект «О народном образовании» или «Об образовании – для всех», подготовленный Общественным движением «Образование – для всех» при поддержке фракции КПРФ в Государственной Думе. Чем отличается альтернативный законопроект от правительственного, и что надо было бы делать нашей образовательной политике для того, чтобы национальная безопасность нашей страны из опасной красной зоны перешла в зеленую зону улучшения?

Мы предлагаем другую философию образования. Мы считаем образование не частью услуг, а важнейшей частью сферы производства воспроизводства самого человека; это процесс воздействия личности на личность; оно должно выстраиваться не как элитарная модель для богатых и управляющих, а по принципу ООН и ЮНЕСКО «Образование – для всех», обеспечивающего равные возможности в условиях рыночной экономики».

По финансированию образования альтернативный законопроект требует, чтобы оно было повышено не менее чем вдвое – хотя бы до 7% от валового внутреннего продукта, потому что, как показывает международных опыт, ни одна страна мира не сумела модернизироваться, затрачивая на образование менее 7% от ВВП».

«Причем здесь негосударственные вузы? – обратился Олег Николаевич к студентам негосударственного вуза. – Притом, что мы требуем, чтобы свое право на государственную поддержку получили студенты, которые учатся в любой школе или любом вузе, будь то государственное учебное заведение или негосударственное».

Государственная Дума РФ в первом чтении уже приняла проект закона, позволяющего создавать бюджетные места в негосударственных вузах, но пока на эти цели таким вузам собираются выделить только один процент бюджетных мест. «А когда-то, – напомнил Олег Николаевич, – мы исходили из того, что должны быть равные условия для всех».

С этой целью для президента РФ Дмитрия Медведева группой экспертов думского комитета по образованию была подготовлена аналитическая записка, предусматривающая срочную помощь всем нуждающимся студентам, которые учатся в России за собственные деньги, в получении беспроцентного кредита и беспроцентных возвратных субсидий со сроком погашения не менее чем через 20 лет и по ставкам погашения, равным половине ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Ключевой проблемой падения интеллектуального потенциала страны является также и информационная среда. Поэтому альтернативный законопроект требует, чтобы государство поддерживало, в том числе преференциями, грантами, налоговыми льготами все те каналы, которые будут заниматься образованием, потому что, уверен Олег Смолин, без изменения информационного поля невозможно резко поднять образовательный потенциал населения, без этого невозможен научно-образовательный прорыв.

В оценке качества образования альтернативный проект, в отличие от правительственного, требует сохранить ЕГЭ только на добровольной основе, потому что с введением ЕГЭ в штатный режим, с чем соглашаются в Министерстве образования и науки РФ, коррупция в России увеличилась в полтора раза – она переместилась на уровень государственных чиновников.

В отношении к участию в Болонском процессе, который расширяет вузовскую автономность, альтернативный законопроект исходит из добровольности, что, по мнению профессионального политика и профессионала от образования, соответствует Болонской декларации, потому что по многим дисциплинам бакалаврские программы содержат на 40% меньше специальных занятий, чем обычные программы специалиста. «И не только врачи и инженеры, – уверен Олег Николаевич, – но и многие специальности в области искусства обеспечивают понижение качества образования при переходе на бакалаврскую систему».

«Мы единственная страна, – подводя итог встречи, отметил Олег Смолин, – которая пытается поставить вузы на одну доску с Роснефтью, Газпромом, водочниками и всеми остальными прочими. Мы многократно вносили законопроекты, направленные на освобождение вузов от налогов, чтобы облегчить положение студентов, которые учатся за собственные деньги. Мое глубочайшее убеждение, и оно совпадает с тем, что продолжает говорить когда-то самый крупный из российских олигархов, а теперь самый знаменитый из российских заключенных Михаил Ходорковский: «Стране нужен левый поворот». Это поворот к большей социальной справедливости, поворот экономики лицом к человеку. Если мы повернем нашу экономику лицом к человеку, если мы будем вкладывать деньги в человека, в образование, в здравоохранение, в культуру, это и будет самое главное, что можно и должны сделать для обеспечения нашей национальной безопасности».

temp_anons:
21 ноября в Институте современного искусства состоялась встреча заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олега Смолина с коллективом студентов и преподавателей, посвященная образованию и национальной безопасности страны.