Бюджет 2005: этика с арифметикой

Ноябрь

Как известно, у хозяйки дома своя математика, у Минфина – своя, причем отличаются они не меньше, чем мужская логика от женской. Удивительно, но факт: “женской” логикой в данном случае грешит именно Минфин.

Накануне 1 сентября электронные СМИ передавали очередное заявление Министра финансов А. Кудрина. Если верить Министру, жалобы педагогов на низкую зарплату беспочвенны, ибо с 2000 г. в реальном исчислении она выросла чуть не в 2,5 раза. Как и большинство педагогических работников, меня такие расчеты не убеждают. Чтобы было понятно, почему, возьмем в руки проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2005 год” и аналогичные законы за предыдущие годы вместе с прилагающимися к ним думскими материалами. Начнем с общих цифр, которые для удобства будем округлять по известным правилам арифметики.

В следующем году общие расходы федерального бюджета относительно плановых показателей 2004 года предполагается увеличить на 14,6 %, однако расходы по разделу 07 “Образование” запланированы с уменьшением на 8,6 %. Соответственно, доля расходов на образование в общих расходах федерального бюджета составит 5,1 % против 5,9 % в 2004 г. Ухудшение показателей связано, прежде всего, с передачей финансирования большей части образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в субъекты РФ в объеме 24,8 млрд. руб. При этом, с одной стороны, Комитету Госдумы по образованию и науке до сих пор не удалось добиться от Минфина внятных выкладок насчет того, предусмотрены ли эти расходы в трансфертах субъектам РФ, а с другой – растет поток тревожных обращений из регионов России по поводу судьбы учреждений НПО и СПО в следующем году.

Что касается выраженной в реальных деньгах бюджетной зарплаты и других бюджетных доходов педагогических работников, то, по нашим расчетам, в следующем году они не увеличатся, но… уменьшатся! Вот лишь некоторые факты.

1. Согласно проекту бюджета, с 1 января 2005 г. предполагается на 20 % поднять заработную плату педагогических работников лишь в федеральных образовательных учреждениях. Казалось бы, всё в порядке: с октября 2003 г. по декабрь года текущего средний рост цен составит примерно 13 %, а, следовательно, реальная прибавка к зарплате составит 7 %. Увы, подобный расчет как раз и представляет собой основной инструмент обмана граждан со стороны Минфина. Дело в том, что заработная плата почти половины педагогических работников в настоящее время либо немного превышает прожиточный минимум, либо даже ниже его. Поэтому сравнивать ее рост нужно не со средним ростом цен, но с ростом цен на товары первой необходимости, т.е. прожиточным минимумом. И тогда картина окажется совершенно иной.

По данным думского Комитета по труду и социальной политике, рост прожиточного минимума в 2003 г. составил около 23 %, а в 2004 г. ожидается около 16,5 %. Легко рассчитать, что рост прожиточного минимума за последний квартал прошлого года (23:4) и за текущий год в сумме составляет от 22 до 23 %. Следовательно, в январе 2005 г. за счет федерального бюджета в реальном исчислении педагог получит на 2-3 % меньше, чем в октябре 2003-го. Стоит учесть, что по отношению к прожиточному минимуму в октябре 2003 г. зарплата, в свою очередь, оказалась ниже на 7 %, чем в декабре 2001 г., когда она повышалась предыдущий раз (октябрьское повышение составило 33 % при росте прожиточного минимума с декабря 2001 г. в 40 %, по данным профсоюзов – в 45 %). Иначе говоря, несмотря на январское повышение, реально педагогический работник федеральных учебных заведений получит примерно на 10 % меньше, чем 4 года назад.

2. Благодаря Федеральному закону № 122, продавленному Правительством через Госдуму и известному как закону о ликвидации льгот, в следующем году упразднены практически все федеральные гарантии оплаты труда работников бюджетной сферы, за исключением гарантированной минимальной заработной платы в 600 руб. (с 1 января – 720 руб.). Результат подобной “реформы” многие регионы почувствуют очень скоро. Правительство уже объявило, что различные субъекты РФ будут повышать минимальную зарплату и зарплату педагогических работников не одновременно: кто-то, как Москва – в конце 2004 г., кто-то одновременно с федералами – с 1 января 2005 г., а у кого не хватит денег – во 2-м или 3-м кварталах 2005 г. Следовательно, в этих регионах России учителя и другие педагогические работники образовательных учреждений местного ведения окажутся еще беднее, чем их коллеги из федеральных учебных заведений.

3. Не вполне ясно, что произойдет в следующем году с “книжными” деньгами. Новый закон гарантирует их выплату лишь тем педагогам, которые работают опять-таки в федеральных образовательных учреждениях. Правда, в ст. 155.2 ФЗ № 122 утверждается, что если регионы принимают в отношении отменяемых социальных гарантий собственные законодательные акты, то уменьшать эти гарантии нельзя. Однако закон обходит молчанием вопрос о том, что произойдет, если подобные законодательные акты регионы принимать не станут.

4. Абсолютно аналогична ситуация с 25-процентной надбавкой к зарплате для сельского учителя (равно врача и работника культуры). Закон РСФСР “О социальном развитии села”, которым эти надбавки были установлены, отменен полностью, и надежда остается лишь на регионы. Однако при той структуре бюджета, которая принята Госдумой в 1-м чтении 29 сентября, ответить на вопрос о наличии денег на эти цели совершено невозможно.

Знает ли обо всем этом Министр финансов – безусловно: не может не знать. В курсе ли депутаты Государственной Думы? По крайней мере, мы всё это им объясняли, и, более того, требовали поддержать наши поправки по заработной плате и социальным гарантиям для работников образования и интеллигенции вообще.

Арифметика здесь явно не виновна. Дело, видимо, в этике…

Опубликовано: Класс. — 2004. — № 20. – Ноябрь. — С. 2.