Олег СМОЛИН, депутат Государственной Думы: «Пока рановато для оваций»

Здоровый, образованный человек – основа процветания страны. Судя по всему, власти всех уровней намерены улучшить условия для самореализации людей, повысить степень образованности общества. Иначе ведь не выполнить стоящих перед страной задач. Об этом наш разговор с Олегом Смолиным, заместителем председателя Комитета по образованию Государственной Думы, доктором философских наук, председателем общественного движения «Образование – для всех».

Олег Николаевич, как можно понять – в ближайшие годы учителя и все бюджетники получат более достойную зарплату, школы и вузы – современное техническое оснащение. Иными словами, национальный проект «Образование» заработает на полные обороты. В Москве, например, уже появилось в сфере образования много нового и интересного.

— Да, правительство Москвы не только объявило, но и реально сделало образование приоритетным направлением городской социальной политики. В целом же по стране пока не всё гладко. Обратимся к федеральному бюджету на ближайшие три года. Расходы на образование увеличатся не очень существенно – менее чем на 21% за три года. В 2008-м – на 10,6%, в 2009-м – на 9,3%, в 2010-м – на 1%.

О росте зарплаты. По официальным прогнозам, инфляция в ближайшие три года составит около 20%. Похоже, рост цен на товары и услуги окажется выше, чем планируемый рост зарплаты.

Заявление Кудрина о том, что административными мерами цены нельзя сдерживать долго, означает намёк на то, что уже этой весной надо ждать их нового повышения. Можно заключить: если в бюджет не будут внесены изменения, в 2010 году российские учителя и другие работники бюджетной сферы вряд ли станут богаче, чем в 2007 году.

Реализация национального проекта «Образование» дала позитивные результаты. Принят закон о бесплатном высшем образовании для отслуживших в армии контрактников, увеличены надбавки кандидатам и докторам наук, работающим в вузах и научных организациях, введены прибавки за классное руководство школьным учителям. Гранты лучшим школам стимулировали педколлективы задуматься над методами улучшения качества образования. Правда, механизм отбора лучших нередко зависит от гладко написанного отчёта и плана, а также расположения начальства. Однако, если судить по объёмам финансирования, к 2010 году нацпроект «Образование» может быть свёрнут.

Олег Николаевич, ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что федеральный закон об образовании так оброс поправками, что вместо него впору принимать национальный Образовательный кодекс. Ваше мнение?

— Принятый в 1992 году Закон об образовании был на то время наиболее «продвинутым» в мире, что признано международными юридическими организациями. Но Госдума четвёртого созыва (2003-2007 годов) произвела, своего рода, контрреформу образовательного законодательства.

Что имеется в виду?

— «Вычищены» положения, касающиеся гарантированного уровня зарплаты педагогов, на 25% сокращён набор студентов вузов на бюджетные места. «Продавлен» закон о принудительной бакалавризации высшего образования. Теперь большинство студентов будут учиться на два года меньше, а за продолжение образования придётся обязательно платить.

Сохранятся налоговые льготы для учебных заведений?

— Нет. Они обязаны платить налог на имущество и землю, на которой стоит здание. Нигде в мире, кстати, подобного не наблюдается. Чтобы не обанкротиться, вузы открывают всё больше платных отделений и факультетов, в целом плата за обучение повышается. Соответственно, всё меньше и меньше бесплатных учебных мест. Негосударственные школы и вузы из-за налогов берут дороже за обучение.

Возвратимся к вопросу о принятии Образовательного кодекса. Полагаю, он нужен только в случае, если вернёт положения закона об образовании 1992 года и сделает реальным выбор и доступность обучения, то есть сделает его социально ориентированным.

После продолжительных дискуссий закон о придании учебным заведениям статуса автономного учреждения (АУ) был принят. Не приведёт ли желание поддержать плавучесть путём сдачи в аренду учебных аудиторий к тому, что постепенно госвуз перейдёт в частную собственность, а то и изменит свой статус? Говорят о том, что неплохо бы детским садам и домам детского творчества (бывшим домам пионеров) стать автономными учреждениями. Как Вы относитесь к этому?

— Как к стремлению государства уменьшить расходы на их содержание. Статус АУ снижает бюджетные гарантии. Это приведёт к повышению платы за детские сады: введут какую-то особую развивающую программу, и родители будут платить за неё. В домах детского творчества будут сплошь платные кружки и студии.

Недавно министр образования Андрей Фурсенко уверял, что за последние три года почти треть школ России компьютеризированы и подключены к Интернету, появились хорошо оборудованные кабинеты. А через два года, пообещал Фурсенко, уже 70% школяров будут учиться в современных условиях.

— Я много езжу по стране. Могу сказать, за последние годы закрыто 2 тысячи сельских школ. Что касается компьютеров, это, конечно, хорошо, но, как говорил один литературный герой: не надо оваций. Купить десяток компьютеров сегодня дешевле, чем провести достойные санитарно-технические работы, чтобы туалеты были не во дворе, а в помещении. На селе не хватает учебников, нет лабораторий по физике и химии. Уровень знаний сельских ребят снижается.

Как-то Вы сказали, что Вам импонирует система образования в Германии, где высшее образование финансируется из бюджета полностью, в Англии, где есть учебные заведения с серьёзным и глубоким элитарным обучением, а всё остальное, мол, пусть будет, как в России. А тут Вы перечисляете столько недостатков…

— Вы опустили конец моего высказывания: как в лучшие времена. Я имел в виду советский период.

Олег Николаевич, позвольте не согласиться. Я работала учителем в те самые лучшие времена. Зарплата учителей была унизительной, школы плохо оборудованы, с родителей собирали деньги на ремонт и школьные нужды. Чем же привлекательна советская система образования?

— Доступностью высшего образования для всех слоёв населения, качеством обучения в школах и вузах. Сегодня образование всё больше становится платным, а значит, исчезают равные возможности для его получения.

Как Вы относитесь к тому, что предмет «астрономия» исключён из школьной программы? Зато обязательной станет в школах начальная военная подготовка?

— Скептически отношусь к этой новации. Сделано это по инициативе Министерства обороны. Если студентам сохранена отсрочка от службы в армии, то ребята, которые после 11-го класса пошли в ПТУ, получают повестки из военкоматов. А срок службы сокращён до 1 года. Вот и рассчитывают, что на уроках НВП ребят можно подготовить к службе. Но это, по-моему, не очень реально.

Скажите, при всех разговорах о приоритете образования, насколько учебные заведения финансируются государством от реальной потребности?

— На 45%. Если положение не изменится, разговоры о развитии человеческого потенциала могут остаться декларацией.

Беседовала Людмила Ермакова

Опубликовано: Газета «Москвичка». – 2008. — 19-25 марта. — № 10. – С. 5.