Не подложи «крысе» «свинью»!

декабря

По «ящику» реклама: за три ближайших года расходы на образование в России составят 4,5 трлн. рублей… – заживём!

Заявление действующего президента и без пяти месяцев премьера: зарплата интеллигенции и других «бюджетников» с 1 февраля будет увеличена на 14%… – аплодируем до экстаза!

А теперь цифры и факты.

В своё время Послание президента В. Путина Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. вызвало бурное обсуждение. Слушателям временами казалось, что глава государства услышал и частично позаимствовал программу лево-патриотической оппозиции. В духе её требований было, в частности, предложено:

  • частично «распечатать» Стабилизационный фонд и направить часть нефтегазовых доходов в Фонд будущих поколений;
  • выделить серьёзные деньги на программу развития нанотехнологий (т.е. технологий работы с мельчайшими частицами вещества и использованием внутримолекулярных процессов);
  • отказаться от прямого повышения пенсионного возраста в ближайшие годы;
  • вложить средства в авиа- и кораблестроение, в строительство жилья, автомобильных и железных дорог и др.

Однако вскоре трёхлетний бюджет, принятый Госдумой по предложению правительства, развеял все иллюзии насчёт того, что власть всерьёз намеревается менять социально-экономический курс, в особенности в отношении человеческого потенциала страны. Напомню: этот потенциал складывается из трёх главных индексов – благосостояния, долголетия и образования.

О благосостоянии как-нибудь в следующий раз, а сейчас – об образовании.

Во-первых, в трёхлетнем бюджете расходы на образование увеличатся крайне незначительно – менее чем на 21% за три года. Для сравнения: финансирование армии вырастет примерно на 38% (что можно понять с учётом её развала в 1990-х гг.), а на другие силовые структуры – почти на 45%! Похоже, российская власть (1) продолжает движение к полицейскому государству и (2) опасается собственного народа больше, чем внешней угрозы.

Вряд ли нужно повторять: профилактика преступности – лучший способ борьбы с ней, а потому соотношение расходов на образование и правоохранительную деятельность должно было быть прямо противоположным.

«Рост» финансирования образования по годам, согласно бюджетным проектировкам, представленным депутатам от имени Минфина, выглядит следующим образом: в 2008 г. – 10,6%, в 2010 г. – 9,3%, а в 2009 г. – 1%. Похоже, именно в этом году правительство собралось «сбросить» на бюджеты регионов очередную «порцию» учебных заведений.

В самом федеральном бюджете картина выглядит несколько иначе. Его расходы по разделу «Образование» предусмотрены в следующем объёме:

2007 г. – 287,1 млрд. руб.,

2008 г. – 307,2 млрд. руб., +7%

2009 г. – 313,6 млрд. руб., +2,1%

2010 г. – 339,9 млрд. руб., +8,4%

итого за 3 года +18,4%

Такой «рост» в любом случае не покроет реальной инфляции. Напомню: согласно данным Росстата, оптовые цены товаропроизводителей только с октября 2006 г. по октябрь 2007 г. выросли на 22%. Цену же официальным «легендам» о победе над инфляцией каждый человек с низкими и средними доходами в конце 2007 г. измерил пустотой собственного кармана.

Во-вторых, отдельная «песня» – нацпроект «Образование». Бюджетные ассигнования на его реализацию составят в 2008 г. 42,8 млрд. руб., в 2009 г. – 21,1 млрд. руб. С 2009 г. планируется исключение из финансирования в рамках нацпроекта следующих направлений (цитирую по официальному заключению думского Комитета по образованию и науке от 10 мая 2007 г., протокол № 74-3):

  • внедрение в образовательных учреждениях инновационных образовательных программ (13,0 млрд. рублей, в т.ч. 3,0 млрд. рублей по разделу «Межбюджетные трансферты»);
  • развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений (4,7 млрд. рублей);
  • методическое обеспечение и информационная поддержка (0,3 млрд. рублей);
  • приобретение автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности (1,0 млрд. рублей по разделу «Межбюджетные трансферты»);
  • оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием (2,3 млрд. рублей по разделу «Межбюджетные трансферты»);
  • начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (0,4 млрд. рублей).

С 2010 г. предполагается и вовсе выплачивать ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 1 тыс. рублей за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации.

В переводе с арифметического языка на русский это означает, что уже в 2009 г. от нацпроекта «Образование» останутся «рога и копыта», а в 2010 г. не будет даже и «рогов». Поскольку подобная судьба ожидает и другие «приоритетные проекты», за исключением проекта «Доступное жильё», многие политологи делали преждевременный вывод о том, что курировавший эти проекты Д. Медведев перестал рассматриваться в качестве президентского преемника. И, как всегда, ошиблись. В России, как известно, «институционализация» с некоторых пор заменена «персонификацией»: кандидатуры политических деятелей отбираются не по объективным признакам, но на основании личных связей и личного доверия.

В любой другой стране подобная бюджетная политика означала бы, что потенциальный преемник в год кабана сам себе подкладывает «свинью». Однако в России запланированное свертывание нацпроектов ничуть не мешает пропагандистской машине твердить об усилении социальной направленности курса.

Между тем, согласно опросам Левада-центра, в 2007 г. 48% граждан России не удовлетворены современной системой образования. Ещё более показателен ответ на вопрос: «Сейчас детей учат лучше, чем в то время, когда Вы сами учились в школе?»:

Сейчас учат лучше: 2000 г. – 23%, 2006 г. – 18%.

Сейчас учат хуже: 2000 г. – 33%, 2006 г. – 43%.

Если это успех нацпроекта «Образование», то что тогда называть провалом?

В-третьих, первоначально трёхлетний бюджет вообще не предусматривал увеличения стипендий. Иначе говоря, с учётом роста цен на товары первой необходимости он предполагал их сокращение более чем на 60%. Только в ходе думского обсуждения удалось добиться увеличения стипендий с 1 сентября 2008 г. в вузах с 900 до 1100 рублей, а в ссузах и ПТУ с 315 до 400  рублей.

Напомню: предпоследний Доклад ООН о развитии человеческого потенциала отдавал России по этому показателю 65 место – сразу после Ливийской Арабской Джамахирии. Зато, согласно последнему Докладу, мы уже 67-е. После сокращения продолжительности жизни в стране это, пожалуй, главное достижение политики сочетания «стабильности» и «реформ».

В своё время от экс-министра образования услышал удачную шутку: «А мы будем помогать Вам тем, что не станем Вам мешать!». Теперь оказалось, не такая уж и шутка. Каким бы ни был экономический рост, он сам по себе должен иметь следствием рост благосостояния, продолжительности жизни и образованности. Если мы наблюдаем обратное, значит, естественному процессу кто-то мешает. Но виноваты не они, а мы, поскольку с помощью выборов и другими средствами помогаем именно тем, кто мешает нам.

Но на грустном заканчивать не хочется. Хозяин нового года по восточному календарю – Крыса – в одних культурах считается символом счастья, а в других – мудрости. Так пусть в следующем году Вам, читатель, достанет и того, и другого. А если не достанет, задумайтесь: не подложили ли вы «свинью» сами себе?…

Опубликовано: Вести образования — 2007. — 15-31 декабря. — № 24 (96). То же самое — Красный путь. — 2008. — 6 февраля. — № 5. — С. 12.