Культура без человека? Или о том, кто виноват

ноября

13 ноября довелось мне выступать на парламентских слушаниях по культуре, человеческому капиталу и инновационному развитию. Тема сверхмодная, но зал не полон и депутатов не много – культура у Думы не в фаворе. Как сказал бы модернизированный классик, узок круг этих эволюционеров, страшно далёк от них народ.

На фоне преобладающего благодушия напомнил коллегам про прогноз Фонда народонаселения ООН, полностью совпадающий с прогнозом ЦРУ: при продолжении современной политики к 2050 году население России сократится на 34 миллиона человек. Напомнил и про доклады ООН о развитии человека. Согласно предпоследнему из них, мы были на 65-м месте, а 64-е занимала Ливийская Арабская Джамахирия. В последнем докладе мы – 67-е, а вот Ливия – на 56 месте. Похоже, догонять теперь надо не Америку, но… Джамахирию!

Информацию подобного рода «озвучиваю» коллегам из «большинства» регулярно – а вдруг задумаются. Некоторые слышат, однако на реальной политике это сказывается мало. На сей же раз аргументация одного из представителей этого самого большинства – председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Е.А. Фёдорова – меня поразила. Цитирую:

«Скажу, если вы сомневаетесь, что 1990-е годы… во всех экономических министерствах просто сидели эксперты иностранных стран, которые создавали… российскую систему управления.

Например, министерство по делам имуществ. Шестиэтажное здание, весь шестой этаж – американские советники. Любой человек, который жил в то время и занимался экономикой, политикой, может это подтвердить, тут нет никакого секрета. Все законы, которые были написаны в 1990-е годы, писались на иностранные гранты, прежде всего, на американские. Приблизительно лет 10 назад начали писаться на немецкие. Три года назад к ним присоединились уже китайские…

Тогда по прямой просьбе наших партнёров по ВТО ликвидировали российскую инновационную законодательную систему. Это порядка тридцати законов и постановлений правительства».

Не выдержал, вступив в полемику: «Конечно, можно заявлять, что власть проводила такой курс по требованию западных стран. Однако здесь возникает вопрос, который задавал герой Евгения Шварца в пьесе «Дракон»: зачем же ты был первым учеником?». Цитату на всякий случай не закончил: переходить на личности – не мой стиль. Если же, читатель, Вы запамятовали продолжение, прочтите пьесу Шварца полностью. Она снова становится сверхсовременной.

В заключение воспроизведу мои предложения к рекомендациям парламентских слушаний.

1. Поднять бюджетные расходы на человека вообще и на культуру, в особенности, хотя бы до среднего уровня стран большой «восьмёрки», а затем и выше. Другого пути к опережающему развитию нет. А ведь этот термин употребил теперь уже и Президент Д.А. Медведев.

2. Поэтапно поднять зарплату в отраслях, создающих человеческий потенциал, и, в частности, в сфере культуры, до уровня выше среднего по стране. Если человеческий потенциал – главное, это должно подтверждаться уровнем доходов.

3. Как это делается во всём мире, освободить от налогообложения культуру в широком смысле этого слова, включая образование и науку.

4. Поддержать подготовленный рабочей группой Комитета по образованию и науке Четвёртой Госдумы законопроект о дополнительном образовании. Он направлен на поддержку дополнительного образования детей, в частности, в музыкальных и художественных школах по всем регионам страны за счёт федерального бюджета. Цена вопроса – 19 миллиардов руб. Между прочим, если верить Сергею Степашину, на поддержку банков бюджет выделил около 4 триллионов руб.

5. Наряду с каналом «Культура», создать в России на бюджетной основе федеральный образовательный канал, который систематически занимался бы повышением интеллектуального и человеческого потенциала нашей страны.

Убеждён, если бы эти предложения удалось реализовать, мы опровергли бы мрачное пророчество Владимира Набокова: Россия может разделить судьбу древнего Рима — культура останется, а народ исчезнет…

Опубликовано: Вести образования — 2008. — 15-30 ноября. — № 22 (118).