Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

Ни денег, ни свободы? Еще раз о статусе педагога

4 Февраля 2018

Преподавателя Таганрогского металлургического техникума, заслуженного учителя России Виктора Макаренко, уволили через десять дней, после того как он первым подписал коллективное обращение педагогов к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с жалобой на низкие зарплаты и неисполнение майского указа президента № 597.

В региональном минобразования заявили, что причиной увольнения стали «накопившиеся дисциплинарные проступки», а не само обращение. Однако журналисты, которые пытались выяснить ситуацию, не смогли поговорить с директором, замдиректора отправил их в отдел кадров, а в отделе кадров заявили, что им запрещено разглашать конфиденциальную информацию.

В этой связи я вынужден еще раз подчеркнуть - не понимаю, каким образом российские региональные и федеральные власти отчитываются об исполнении майских указов президента.

Приведу простой пример:

по официальным данным, в Москве средняя заработная плата учителя составляет 68 тысяч рублей в месяц. Конечно, большинство регионов может об этом только мечтать. Но все же я отмечу, что, по последним данным, средняя заработная плата в Москве 92 тысячи рублей.

Недавно разговаривал с доцентом МГУ, по его сообщению, его заработная плата около 50 тысяч рублей. Но если буквально исполнять указ президента, то у него зарплата должна быть 180 тысяч рублей.

В другом московском крупном вузе профессор и заведующий кафедрой получает 80 тысяч рублей. Но согласно майскому указу должен получать больше 200 тысяч.

Напомню еще раз и данные Общероссийского народного фронта (ОНФ) – в 75 из 85 регионов России указы президента в части заработной платы не исполняется. И это при средней нагрузке в 28 учебных часов, а это полторы ставки.

Неслучайно по оценкам ВЦИОМ количество педагогов удовлетворенных своей работой и зарплатой за один год сократилось практически вдвое.

Видимо, властям мало того, что они не исполняют указ. Им необходимо еще, чтобы все педагоги изображали дело так, будто все хорошо. Делали вид, что король одет в прекрасный костюм, в тот момент, когда на нем нет ничего.

Напомню, что наиболее продуктивный в последнее время период в образовательной политике – вторая половина 80-х годов. Тогда образованию свободу дали, но деньги еще нет.

В 90-х педагоги рассуждали так: «нет денег, но оставьте свободу».

Теперь деньги вернули очень частично, но со свободой в образовании стало гораздо хуже, чем было в брежневские времена.

Тогда учитель, как и любой другой гражданин, мог пострадать за политическую критику власти. Но нельзя представить, что б человека уволили с работы за то, что он сообщил более высокому руководству о неисполнении действующих законов.

Несколько лет на Радио России веду программу «Равные среди первых». Каждый раз приглашение любого учителя на программу приходится согласовывать с его руководством.

В свое время, когда я работал учителем в школе, а позже преподавателем в вузе, такая необходимость не могла мне прийти даже в голову.

Между тем педагогический труд – труд творческий.

К нему, как и к любому творческому труду относится известная, но грустная шутка: «Орлы в неволе не размножаются».

Каких достижений от нашей педагогической науки мы ждем, если учитель будет бояться лишний раз открыть рот.

Разумеется, что мы будем защищать педагогов всеми доступными средствами.

В ближайшее время в прокуратуру Ростовской области будет направлено обращение по поводу Виктора Макаренко.

Призываю активно защищать педагогов все профсоюзные организации вне зависимости от того чьи они.

Убежден, что эта позиция соответствует интересам страны. Поскольку интересы педагогов совпадают с интересами развития государства и общества. Чем лучше будет учителю в широком смысле этого слова, тем лучше будет в широком смысле слова ученику. А это значит, что мы будем давать нашим детям и студентам по-настоящему качественное образование и воспитание.