Образование не услуга, учитель не слуга

Вчера Госдума в первом чтении приняла законопроект, направленный на повышение престижа профессии учителя. Из закона «Об образовании в РФ» исключается термин «образовательная услуга».

Мои родители, советские учителя — сначала сельские, потом городские, — оскорбились бы, если бы им сказали, что они относятся к сфере обслуживания. И были бы правы. Законопроект делает один небольшой шаг на пути изгнания этих услуг.

Образовательный процесс — это не оказание коммерческих или социальных услуг, а совместная деятельность образовательной организации, педагога и ученика по освоению образовательных программ.

Объектом образовательных правоотношений является образование как социальное благо, которое не является имуществом, оно также не является результатом выполнения работ или оказания услуг

Термин «государственная и муниципальная услуга в сфере образования» имеет неоднозначное толкование и ассоциируется с коммерческими услугами. Исключение термина поможет выстроить гармоничные отношения между всеми участниками образовательного процесса, указали в Госдуме. Но это лишь элемент необходимых перемен. Без повышения заработной платы педагогам ситуацию в школьном образовании кардинально не исправить.

Также закон сохраняет понятие «платной образовательной услуги», но только по отношению к коммерческому обучению. Что скорее вызывает вопросы. Надеюсь, что второе и третье чтение поправит ситуацию.