Отпуск на огороде

Май

В России каждый год неожиданно наступает зима, и люди начинают замерзать целыми поселками, а то и целыми регионами. Точно так же неожиданно каждый год приходит лето, и тогда выясняется, что надо платить отпускные интеллигенции, особенно педагогам. Вспомнив об этом, Госдума четвертого созыва пригласила на “правительственный час” 28 апреля Министра финансов Алексея Кудрина. Однако явилась на заседание его заместитель – Татьяна Голикова. Видимо, мужчины, даже если они члены Правительства, действуют по известному принципу: входя в пещеру, пропускай даму вперед – вдруг там тигр! Впрочем, тигров, похоже, впору заносить в Красную книгу не только в уссурийской тайге, но и в парламенте.

Инициатором приглашения в Госдуму А. Кудрина был автор этих строк, после чего в течение недели электронные СМИ просвещали страну на счет того, как озабочена отпускными партия “Единая Россия”. “Просвещаясь”, почему-то вспоминал миниатюру М. Жванецкого “Как делается телевидение” (цитирую по памяти): как мы едем на работу, снимали в метро – в обычных трамваях слишком много народа; а чтобы зритель видел движение, вручную катят пейзаж!..

На пленарном заседании замминистра финансов вполне уверенно, со знанием цифр и регионов, рассказывала депутатам о том, как заботится Правительство о российских “бюджетниках”, и как год от года улучшается дело. Ошиблась, кажется, только один раз: в числе ожидаемых должников по отпускным назвала Новосибирскую область, а затем в кулуарах для журналистов уточнила, что имела в виду Новгородскую. Действительно, по данным ЦК профсоюза работников народного образования и науки, с апреля прошлого года по апрель текущего количество регионов-должников сократилось в стране вдвое (с 32 до 16), а сами зарплатные долги педагогам – втрое (с 1200 до 434 млн. рублей). Однако это практически единственное достижение социальной политики Правительства в отношении интеллигенции за последние годы. Мне, как инициатору приглашения, пришлось напомнить Татьяне Алексеевне про основные нерешенные проблемы, среди которых ограниченность печатной площади позволяет отметить семь.

  1. Отпускные. Согласно профсоюзным данным, проблемы с ними будут, как минимум, в четырех регионах, в т.ч. в Ульяновской области, Республике Алтай. Т. Голикова добавила к ним еще три. Потенциальных кандидатов много больше.
  2. Внутриотраслевые диспропорции. В 2004 г. общеобразовательные школы переведены, как известно, на финансирование из региональных бюджетов (за исключением коммунальных расходов). Однако дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования остались на бюджетах местного самоуправления, т.е. самых бедных. Поэтому во многих областях работники этих учреждений получают зарплату значительно позже школьных учителей. В период летних отпусков проблема, наверняка, станет острее.
  3. Бюджетные долги внебюджетным фондам. Они составляют по стране 4,3 млрд. рублей только по линии образования и около 11 млрд. в бюджетной сфере в целом. При этом в связи с переходом на новую пенсионную систему эти долги прямо сказываются на уровне жизни интеллигенции. Учитель, врач или работник культуры, вознамерившийся выйти на пенсию, нередко слышит: поскольку в Пенсионный фонд за вас не платили, пенсию получите не просто бедняцкую, но нищенскую.
  4. Летний отдых. Введение социального налога разрушило бюджет Фонда социального страхования. Теперь в нем нет средств на санаторно-курортное лечение работающих, за исключением т.н. долечивания. Предложение Правительства о снижении социального налога с 35 % до 26 % “добьет” соцстрах окончательно. В таком случае пора решать проблему за счет бюджетов (прежде всего, федерального), но Правительство в этом отношении ничего не делает.
  5. Размер отпускных. Позволю себе цитату из собственного выступления в рамках “правительственного часа” 28 апреля: “Уважаемая Татьяна Алексеевна! На те средства, которые летом получит учитель, врач или работник культуры, он сможет провести отпуск разве, что на даче или на деревне у дедушки вместе с Ванькой Жуковым”. Впрочем, и на бюджетную профессорскую или доцентскую зарплату далеко не уедешь.
  6. Уровень зарплаты. Как уже знает читатель “Педвестника”, в случае, если Правительство не примет решения о повышении зарплаты интеллигенции хотя бы с октября текущего года, к началу 2005 по отношению к прожиточному минимуму эта зарплата окажется на четверть меньше, чем была в декабре 2001 г.! Кстати, “сверхтекучие” ответы зам. Минфина на вопрос автора об осеннем повышении зарплаты интеллигенции с политического на русский следует перевести так: скорее, нет.
  7. Дополнительные доходы федерального бюджета. Новость от Минфина состоит лишь в том, что в текущем году они составят не 83,5 млрд. рублей, как предполагалось законом, а около 200 млрд. На зарплату “бюджетникам” в месяц расходуется 45. Следовательно, если потратить на нее все дополнительные деньги, можно с октября поднять эту заработную плату в 2,5 раза, не “напрягая” дефицитные бюджеты субъектов Федерации и местного самоуправления.

Между прочим, когда захотели поднять зарплату чиновникам, деньги сразу нашлись. Правда, Т. Голикова не сказала, сколько именно, уверяя депутатов, что они будут изысканы за счет сокращения аппарата. Возможно, часть коллег училась в школе по принципу “Папа у Васи силен в математике”. Однако, как можно сократить аппарат на 20 % и при этом увеличить зарплату сотрудников, как минимум, в 5 раз, — тайна сия велика есть! Кстати, когда Президент повышает зарплату госслужащим (включая самого себя), ссылаясь на то, что иначе они будут брать взятки, не означает ли это провоцирование к взяточничеству врача или учителя?

В заключение позволю себе еще одну автоцитату: “Когда генерал де Голль сказал, что культура – это нефть Франции. В России пока еще есть и нефть, и культура. Но если Правительство будет и дальше также плохо поддерживать интеллигенцию, когда кончится нефть, у нас не будет ни культуры, ни человеческого потенциала”.

Опубликовано: Педагогический вестник. — 2004. — 1-31 мая. — № 9-10. – С. 2.