НВП возвращается?

Ноябрь

В разгар бюджетных баталий в Госдуме произошло еще одно важное событие законодательного толка, вызвавшее реакцию прессы и общественного мнения. Конституционным большинством голосов (что отнюдь не требовалось) нижняя палата Парламента приняла поправки к Закону РФ “Об образовании” и Федеральный Закон “О воинской обязанности и военной службе”, касающиеся начальной военной подготовки в общеобразовательной школе. Для того, чтобы суть поправок была понятна, необходимо коротко напомнить современную законодательную ситуацию по этому вопросу.

Ситуация представляет собой прямую коллизию норм права, зафиксированных в двух названных выше законах. Статья 14 Закона РФ “Об образовании” предусматривает возможность начальной военной подготовки в государственной и муниципальной школе, но лишь на факультативной основе, за счет средств и силами заинтересованного ведомства (Минобороны). Напротив, статья 13 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” устанавливает:

“1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

Подготовка граждан по основам военной службы проводится штатными преподавателями указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Подготовка граждан по основам военной службы предусматривает проведение с ними учебных сборов в конце последнего года обучения”.

“3. Финансирование подготовки граждан по основам военной службы осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета”.

Такое противоречие возникло исторически. Приведенная норма Закона РФ “Об образовании” действует с 19992 года и не претерпела изменений в его новой редакции, вступившей в силу в 1996-м. Борьба вокруг НВП возобновилась в период рассмотрения в Госдуме II созыва внесенной Президентом Ельциным новой редакции Закона “О воинской обязанности и военной службе”. Кстати, не все помнят, что тем же законам Б.Н. Ельцин пытался отменить либо свести к минимуму отсрочки от призывов в период обучения: он предлагал, в частности, призывать в солдаты студентов вузов, за исключением тех, список которых будет определен Указом Президента (т.е. его же собственным). Угрозу высшему образованию тогда удалось ликвидировать благодаря тому, что лево-патриотическая оппозиция насчитывала во II Думе около 210-ти депутатов из 450-ти, а председатель Комитета по образованию и науке И. Мельников и его заместитель – автор этих строк – пользовались влиянием, соответственно во фракции КПРФ и группе “Народовластие”.

Ситуация с НВП оказалась значительно хуже. Подавая поправки к президентскому закону, Комитет по образованию и науке II Госдумы исходил из того, что, во-первых, начальная военная подготовка – такой предмет, азы которого невозможно постичь теоретически, на классных уроках, а, во-вторых, что уровень подготовки и педагогического мастерства многих военруков даже в советский период оставлял желать много лучшего. Не случайно, согласно опросам, большинство старшеклассников 80-х годов вспоминали уроки НВП, мягко говоря, без восторга, но зато почти все признавали большую пользу военно-учебных сборов в летний период на территории спортивных лагерей или воинских частей. Именно поэтому депутатами Комитета по образованию и науке в качестве компромиссной была предложена схема осуществления начальной военной подготовки исключительно на учебных сборах. Однако и она не была принята Правительством и думским Комитетом по обороне. Единственное, что тогда удалось сделать, — это сохранить прежние нормы Закона РФ “Об образовании”: коллизия норм двух законов оставляла некоторую свободу действий органам управления образованием и образовательным учреждениям.

Законопроект, принятый Думой 10 октября 2003 г., формально лишь приводит эти нормы в соответствие, а на деле принципиально меняет ситуацию. Он исключает из Закона РФ “Об образовании” содержательные нормы, касающиеся НВП, и заменяет их отсылкой к положениям ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”. Последствия двоякого рода очевидны.

Во-первых, юридический прецедент: отныне оказывается, что не просто дела в школе, но даже учебный процесс можно регулировать необразовательным законодательством, так сказать поменять местами “фельдфебеля” с “Вольтером”. Такая логика в принципе позволяет непрофильными законами вводить в школьный курс любые предметы, если они будут признаны полезными соответствующим ведомством, — разумеется, за счет математики, географии или биологии.

Во-вторых и главное: несмотря на публичные протесты министра образования, НВП имеет высокие шансы вернуться в школьный курс уже не в качестве составной части учебного предмета “Обеспечение безопасности жизнедеятельности”, но как самостоятельная дисциплина. И если целесообразность ее была сомнительна даже в советский период, то в настоящее время, когда в абсолютном большинстве школ полностью отсутствует материальная база для введения такого предмета, по неэффективности НВП превысит “информатику на пальцах” и войдет в число наиболее отвергаемых старшеклассниками.

Справедливости ради следует отметить, что принятым законопроектом предлагается перенести проведение учебных сборов с конца последнего на конец предпоследнего года обучения, что, безусловно, правильно.

В общекультурном смысле принятое решение преумножает парадоксы современной государственной политики. Проклинать советский опыт и одновременно заимствовать из него худшие черты стало уже традицией. Однако объявлять курс на профессиональную армию и при этом вводить в школе НВП — означает явное насилие над логикой. Все это признаки “негативной конвергенции”, в результате которой возникающее общество оказывается “социальным кентавром”, синтезирующим в себе худшие черты “бюрократического социализма” и “дикарского” капитализма позапрошлого века.

Поскольку закон о возвращении НВП активно поддерживало Правительство России, весьма высока вероятность того, что он не только пройдет обе палаты Парламента, но и будет подписан Президентом. Впрочем, борьба еще продолжается…

Опубликовано: Управление школой. – 2003. – 1-7 ноября. — № 41. — С. 4.